В истории христианства змей является противоречивым существом и не имеет однозначной оценки. В данной статье я продемонстрирую, что в период раннего христианства были течения, которые понимали под "змеем-искусителем" своего спасителя - Иисуса Христа.
Сравнение Иисуса Христа со змеем происходит в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна Иисус, беседуя с фарисеем Никодимом, сравнивает вознесение "Сына Человеческого" на небеса с сюжетом вознесения змея на шест, когда пророк Моисей водил евреев по пустыне. В книге Чисел сюжет описан так:
"И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа. Пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя... И сказал Бог Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив." Числа 21:6-8
Евангелист Иоанн пишет следующее:
"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." Евангелие от Иоанна 3:14-15
Следовательно, уже в Евангелии Иисус сравнивается со змеем, чей укус дарует жизнь.
В первые века не существовало цельного христианства, но были разные течения. Среди них были гностические христианские секты, на которых в будущем никейское христианство повесило ярлык ереси.
Гностицизм как явление возник еще до христианства. Он стоит на 3 принципиальных постулатах:
1) Люди делятся на просвещенных (гностики, духовные) и непросвещенных (соматики, телесные). Гностики имеют особое мистическое знание (гнозис), дарующее спасение.
2) Материальный мир - зло. Тело - тюрьма для души.
3) Возникновение чувственного мира - это вселенская ошибка.
Таковым направлениям в христианстве были офиты (ophis – "змея"). Офиты верили, что божественный гнозис был дан Змеем в момент "грехопадения". По сути, никакого грехопадения не было, потому что Змей дал именно гнозис Адаму и Еве, необходимый им для просвещения. Злой Бог-демиург хотел держать людей в неведении, но Змей дал им знание добра и зла.
Есть версия, что офиты в своих храмах ставили рядом изображения Иисуса Христа и Змея. Однако нельзя сказать, что все офиты рассматривали в змее будущего Исуса Христа. Но таковыми были ператы (греч. Περατής - "проходить", "проникать").
Ператы видели в историческом Иисусе Христе воплощение "главного змея", который помог Адму и Еве пробудиться и начал бунт против Бога-угнетателя.
О ператах мало известно. По всей видимости, они были единственными, кто мог отождествлять Иисуса и райского змея. Помимо ператов и офитов было много других гностических сект, которые имели свои уникальные интерпретации о миссии Исуса Христа.