Три жизни казахского хана Абылая

639 прочитали

Нет такой исторической личности в истории казахов, которая была бы так известна и так легендарна как персона последнего независимого общеказахского хана Абылая.

Абылай-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, потомок Барак-хана (в 9-м колене).
Абылай-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, потомок Барак-хана (в 9-м колене).

Уже при жизни о нем слагали легенды, что объясняется не только большим количеством акынов (степных поэтов) при его дворе, но и его реальными делами.

Даже обстоятельства его появления в казахском аристократическом обществе обыгрываются по разному. Кто-то пишет, что Абылай-хан в детстве был найден и воспитан бием Старшего жуза Толе-би, который увидел в нем ханские задатки.

Толе-би (Толе-бий) Алибекулы (каз. Төле би Әлібекұлы) (1663, урочище Коктума, современная Алматинская область, Алакольский район Казахстана — 1756, Акбурхан-орда, современный Толебийский район Южно-Казахстанской области) — великий казахский бий, бий Старшего жуза, общественный деятель.
Толе-би (Толе-бий) Алибекулы (каз. Төле би Әлібекұлы) (1663, урочище Коктума, современная Алматинская область, Алакольский район Казахстана — 1756, Акбурхан-орда, современный Толебийский район Южно-Казахстанской области) — великий казахский бий, бий Старшего жуза, общественный деятель.

Кто-то считает, что его воспитал бий Младшего жуза и военно начальник всеказахского ополчения Бокенбай-батыр Карулы из рода Табын.

А другие вообще считают его нареченным отцом калмыцкого хунтайджи Галдан-Цэрена.

Галдан-Цэрэн (Эрдэни-Батур-хунтайджи II) (1693? — 1745) — IV правитель Ойратской державы (Джунгарии) (1727—1745). Представитель рода чорос, старший сын и преемник джунгарского хана Цэван-Рабдана
Галдан-Цэрэн (Эрдэни-Батур-хунтайджи II) (1693? — 1745) — IV правитель Ойратской державы (Джунгарии) (1727—1745). Представитель рода чорос, старший сын и преемник джунгарского хана Цэван-Рабдана

Галдан-Церен во время пленения хана Абылая решил проверить его как истинного чингизида и подверг его трем испытаниям (далее приведен отрывок из рассказа Марата Уали "Казахский пленник):

Первое. Аблаю поставили отдельную юрту и три дня держали голодным, а потом принесли кесе с водой в которую положили кусок бараньего жира величиной с кулак. Галдан Церен приказал: “Если пленник, выпив воду, начнет есть жир руками - убить его”. Аблай выпил воду и выкинул кесе с жиром...
Второе. Галдан Церен приказал нескольким жигитам зайти в юрту с обнаженными саблями: “Если пленник бросится к вам в ноги и будет молить о пощаде - убить его”. Аблай молча взглянул на убийц и остался сидеть посреди юрты...
Третье. Аблая привели в большую юрту полную народа. Свободными оставили два места: трон якобы для хунтайджи, и у самого порога. Галдан Церен приказал: “Если пленник сядет у порога - убить его”. Аблай бесцеремонно прошел и сел на трон хунтайджи.

После такой проверки у хунтайджи не осталось сомнений, и он не только признал в Абылае чингизида, но и женил его на дочери джунгарского нойона - Топыш. Также он дал ему в охрану из своих воинов-джунгар, которые сопровождали Абылая до конца своих дней.

После того как Абылай вернулся из джунгарского плена со всеми другими казахскими пленниками, которых также освободили он развернул политику степи в правильном направлении. Так закончилась первая жизнь Абылая, как байстрюка - сына туркменской рабыни и казахского хана Коркем султан Уали.

После освобождения Абылай-хан продолжил степную политику лавирования между Россией, Джунгарским ханством и империей Цинь. Это ему удавалось очень хорошо и он пользовался уважением у всех трех могущественных соседей. Пользуясь относительным миром с ними Абылай-хан первым обратил внимание на решение проблем с ближайшими соседями - кыргызами и среднеазиатскими ханствами. В отличие от остальных ханов, занятых междоусобицами и претензиями на наследство Чингис-хана хан Абылай смог решить насущные проблемы казахского государства.

Он освободил междуречье Или и Чу от кыргызов, установив с ними границу в тех пределах, в которых она существует и поныне. Затем основным усилия он обратил на Бухарское, Кокандское и Хивинское ханства.

Нет такой исторической личности в истории казахов, которая была бы так известна и так легендарна как персона последнего независимого общеказахского хана Абылая.-4

В 1765 - 1767 годах войска Абылая провели успешную наступательную операцию против Кокандского ханства покорив города Туркестан, Сайрам, Шымкент, а также заставив Ташкент выплачивать дань.

Этими победами увенчалась вторая жизнь Абылай-хана как полководца.

После них Абылай-хан в 1771 году был признан ханом всех казахских племен и родов.

Он начал вести активную дипломатическую деятельность, установив отношения с правителем Афганистана Ахмед-шахом Дуррани и отправил посольство к турецкому султану. С 1759 года казахи стали частыми гостями в Пекине, где появилось казахское торгово-дипломатическое подворье. Сам Абылай получил титул "ван" - вассального князя, фактически сохраняющего полную самостоятельность, но уплачивающего оговоренную дань. Казахи также получили право вести меновую торговлю на землях бывшего Джунгарского ханства в Чугучаке и Кульдже.

Продолжались активные дипломатические отношения с Российской империей, которая стремилась использовать казахские связи при дворе манчжурского императора для налаживания собственных торговых отношений. Поэтому факт признания Абылаем подданства империи Цин (при наличии российского подданства) не был серьезно воспринят русской администрацией.

В такой дипломатической деятельности как верховного правителя казахов и обьединителя казахской степи прошла третья жизнь Абылай-хана.

По насыщенности его жизни и реализации политических интересов можно сказать, что Абылай-хан прожил исключительно полезную для Казахского ханства жизнь. В полном соответствии с политическими интересами казахской нации. Жаль, что после него в казахской степи такого хана больше не было.