Найти в Дзене
Стакан молока

О «народе-рабе»

Эссе // На илл.: Юрий Селезнёв (1939—1984) — советский литературный критик и литературовед, достоевист.
Эссе // На илл.: Юрий Селезнёв (1939—1984) — советский литературный критик и литературовед, достоевист.

Юрий Иванович Селезнев понимал значение силы слова, которое несет в мир любой пишущий или говорящий человек, и ответственность за свой талант, данный Богом. Вся его творческая деятельность была направлена на созидание России и воспитание русского народа.

В работах Юрия Селезнева рефреном звучит мысль о том, что главным побудителем к творчеству должны быть цели и задачи духовно-нравственные, гражданские, общенародные. Критик справедливо утверждает: «Не мир удивить, не себя показать, но «мысль разрешить» – вот суть серьезного дела серьезного народа». Провозгласив как меру всех вещей и центр мироздания не эгоистическое «я», как это было принято в гуманистической картине мира, а народ, Ю.И. Селезнев видит возрождение России в народности.

Но народ в понимании критика не равно толпа или публика. Опираясь на статью «Опыт синонимов. Публика – народ» славянофила К.С. Аксакова, он разграничивает эти понятия. Народ для Юрия Селезнева – главный деятель и творец истории, он, как и народ в оркестровом произведении М.И. Глинки «Камаринская», объединяющем в себе народный плясовой и лиричный, задумчивый мотивы, что словами А.С. Пушкина: «то разгулье удалое, то сердечная тоска», является подлинным выражением богатырской силы, неукротимой мощи и духовного богатства.

Идея народности русской литературы (а если говорить и о сегодняшнем дне, то и публицистики) выражается в способности видеть мир глазами всего народа, стать «эхом русского народа». «Но именно народа, а не той или иной личности или группы, выдающих свой взгляд за общенародный», – уточняет критик. Современная пресса (особенно либеральная) не боится громких заявлений, поэтому часто берет на себя ответственность утверждать, что она говорит от всего народа, выражает его интересы и чаяния.

Так, Алексей Венедиктов в интервью Павлу Каныгину утверждает:

«Это наша страна, мы «Эхо», мы эхо, мы зеркало, мы звуковое зеркало, мы отражаем весь спектр мнений, которые существуют в нашей стране».

Вполне очевидный вопрос: чьи мнения они отражают? Радиостанция «Эхо Москвы» активно создает образ русского человека как «терпилы», готового вечно поклоняться телевизору, «стоять на коленях и воздавать хвалу своему Вождю». Для них и крестьянин был туп, груб и примитивен, «при этом еще и рабскую натуру имел, потому что бунтовать было некогда. Очень смиренный народ вышел – именно поэтому так и ценилась им аскетическая сторона христианства, в отличие от легкомысленных обитателей Запада, снимающих по три урожая в год». И главная черта русского народа вовсе не соборность, не самопожертвование, не широта души, а «рабская покорность и вера в доброго царя».

Примечательно, что подобные оценки русского народа как раба – регулярное явление в государственно-либеральных СМИ. В интервью «Российской газете» актер и режиссер Армен Джигарханян называет Россию крепостной страной, она не ведет за собой, она идет следом.

На это высказывание, безусловно, последовал ответ. Так, в статье «Юбилеи как проявитель системной болезни власти и СМИ» Юрий Павлов подчеркивает, что такая оценка, оскорбляющая весь русский народ, активно тиражируется в «Российской газете», сугубо правительственной. Критик дает точный комментарий, который позволяет поставить точку в вопросе о рабстве:

«Крепостная по интеллекту страна и крепостной характер не способны породить великую культуру, величайшую литературу, совершить гениальные открытия практически во всех областях науки, освоить шестую часть земли, победить в самой страшной войне, победить (подчеркну, коль Джигарханян делает на этом акцент) большинство цивилизованных стран свободной Европы, которые были союзниками или пособниками фашистской Германии».

Продолжение следует

Tags: ЛитературоведениеProject: MolokoAuthor: Мишурова Яна

Книга "Мы всё ещё русские" здесь