С симпатией рисует Лермонтов образ мужественного пловца Янко, с волнением показывает писатель борьбу смельчака с разбушевавшейся стихией. Поэзия удали и отваги веет от девушки-подруги Янко. Она вступает в единоборство с Печериным, который может погубить всю их группу: тут проявляет она ловкость, выдержку, силу.
Шевыреву девушка из Тамани кажется смесыо Гетевой Миньоны и Эсмеральды Гюго, но для Лермонтова важно было показать смелый, сильный характер русской девушки.
Так показан мир мятежного народа, мир таманцев. С этим миром и сопоставляет Лермонтов своего героя. Именно в такой аналогии он пытается показать родство душ народа и лучших людей из дворян, их мятежный порыв и в то же время оторванность друг от друга этих двух сил.
Простые люди обрисованы Печориным с живым сочувствием; больше того, герой романа понимает, что лучшими сторонами своего характера он родственен таманцам. Глубоко в душе его живет неукротимый дух вольности. Так же, как и таманцы, Печорин отважен, полон энергии. Во всей истории, рассказанной писателем в этой главе, Печорин проявляет не меньше мужества и храбрости, чем Янко и девушка.
Он вступает в поединок с таманцами, хотя хорошо понимает опасность такого шага. Недаром, отправляясь на свидание с девушкой, он предупредил своего казака, что тот должен прибежать на берег, если услышит выстрел. Печорин вступает в схватку с девушкой и побеждает ее.
Печорин захвачен водоворотом бурных событий и сам действует энергично. — Вот где проявляется одна из характерных черт его облика — энергия, стремительность. Вот почему динамизм, который показателен для стиля этих частей, характеризует не только девушку-таманку, но и Печорина.
Закономерно, что глава «Княжна Мери» завершается лирическим отступлением, в котором Печорин сравнивает себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига. Вот почему Белинский ценил в Печорине качество борца, говорил о его силе духа и могуществе воли.
Обращение к необычайно сильному, наделенному богатыми духовными качествами человеку было не случайным у Лермонтова. Оно было связано с важным направлением русского классического искусства этого и последующего периодов — с стремлением показать людей огромной нравственной мощи.
В критической литературе о Лермонтове высказывается мысль, что в «Герое нашего времени», а в особенности в главе «Тамань», чувствуется влияние прогрессивного романтизма. Мысль интересная, но объяснение причин романтического начала часто дается неверное.
Так, Никитин, автор статьи «Образ Печорина в композиции «Героя нашего времени», считает, что романтизм произведения связан с желанием писателя показать исключительность; необычайность Печорина.
Вот где следует, по его мнению, искать объяснения «романтичности» сюжетных перипетий романа, остроты таких ситуаций, как похищение Бэлы, путешествие в лодке, дуэль с Грушницким, схватка с пьяным казаком.
Думается, что следует видеть причину романтической приподнятости в стремлении автора подчеркнуть силу народа и Печорина. Таким образом, глава «Тамань» играет огромное значение для понимания характеристики Печорина.
Важно указать, что сопоставление Печорина с таманцами нужно было писателю, чтобы подчеркнуть не только силу, но и слабость Печорина, не только его сходство с простыми людьми, но и его отличие от них.
Таманцы и Печорин одинаково сильны, мужественны, но если у Янко и его друзей сам требует героизма, борьбы, то смелость Печорина бессмысленна. Его неотступно преследует вопрос: зачем он вмешивается в жизнь других людей, почему вместо счастья и радости он приносит им горе и страдание?