Найти тему

Великий Болгар - крупнейший город исчезнушей Волжской Булгарии

*В связи с тем, что в комментариях возник нездоровый псевдоисторический и малосодержательный срач спор между представителями наций, претендующих на наследие Волжской Булгарии, еще раз напоминаю, что это сугубо краеведческий блог, и всякие потетнциально конфликтогенные комментарии здесь не приветствуются.

Поездка в Великий Болгар с самого начала была у нас под вопросом – имелись некоторые сомнения насчет качества объектов, их аутентичности и вообще интересности этой темы именно для нас. К тому же, в первой половине мая Казанское речное пароходство еще не пустило в Болгар кораблики, на которых добираться туда предпочтительней, чем на маршрутном такси: и быстрее, и приятнее, и комфортнее, и красивее. Но тот факт, что Великий Болгар – второй объект в Татарстане из списка ЮНЕСКО и вообще памятник, своего рода, уникальный, все-таки пересилил – и мы забронировали места в автобусе. Надо сказать, что попутчиками нашими были исключительно туристы – ни одного местного жителя в  автобусе не наблюдалось. Причем, места почти все были заняты: Болгар – место в Татарстане очень популярное для однодневных поездок.

Государство Волжская Булгария существовало в этих краях с VIII по XIII века, когда она пала под ударами монголо-татар. В составе Золотой орды он существовал как Болгарский улус, но со II половины XIV в, когда Орда ослабела, также подвергался набегам соседних улусов и русских князей. XV в этот осколок Золотой орды вошел в Казанское ханство. Известно о нем немало, в основном, из описаний, оставленных арабскими путешественниками, русских летописей, а также археологических раскопок в этих краях.

Здесь приведу интересный комментарий, полученный к одному из постов про Татарстан. Извините, но воспроизвести это своими словами я затрудняюсь (если прочитаете до конца, поймете почему :)

"...у автора в названии грубейшая ошибка. Город в котором побывал автор никогда не был столицей Волжской Булгарии, и даже столицей Булгарского улуса он был очень недолго, лишь с 1361 по 1367 год. Хотя в 14ом веке был крупнейшим городом региона.

Тут очень легко спутать, так как по какой то странной причине у булгар вообще не было названий городов, фактически названия придумывали другие народы.

Например столица Волжской Булгарии называется у арабских авторов Булгаром, позднее это название при написании арабской графикой постепенно исказилось до Биляра, теперь это современный Билярск, русские летописи же и вовсе его называют просто большим городом ( Великий град). Город в котором был автор назван Ибн-Фадланом - Халджой, а более поздними арабскими авторами – Внешним Булгаром. После разрушения Булгара-Биляра татарами Внешний Булгар называют просто Булгаром. А после разрушения этого, второго, Булгара русскими, булгары основывают город на Казанке (Камаевское городище) и тоже называют его Булгарам )хотя иногда на монетах все же пишут Новый Булгар).

Главный город сувар в Булгарии называется Сувар. После разрушения Сувара монголами рядом образуется другой город – Ян-Сувар (молодой Сувар), на карте Фра Мауро в 15ом веке Чебоксары названы Веда-Суар(Средний Сувар). И исходя из названия можно сделать вывод, что были еще и верхний и нижний Сувары.

4 города Волжской булгарии называются просто Керман (Крепость).

Столица Булгарского улуса на Портулане Пиццигани и в Каталанском атласе не подписана вообще, при этом город через реку от столицы называется Керманчучо (переправа на Керман), по нумизматическим данным столица улуса называется Керман (крепость), в портулане Анджелино, карте Фра Мауро город называется Кастрама (замок). В русских летописях он же обозначен как Кашан или Казан. Теперь это Макаровка.

После разрушения Кашана и Булгар-ал-Джадида Улу-Мухаммед строит новую столицу и называет его… Казан - в честь того Кашана на Каме. Вобщем акая чехорда с названиями))))".

От времен расцвета Великого Болгара (XIII-XIV  вв) до нас дошли далеко не только археологические артефакты, выставленные в сооруженном на берегу Волги несколько лет назад современном трехэтажном здании музея Болгарской цивилизации.

Вид на Волгу с городища.
Вид на Волгу с городища.
По пути на городище стоит музей татарского детского писателя А.Алиша.
По пути на городище стоит музей татарского детского писателя А.Алиша.
Котлы гуннского типа (IV в) - один из самых ранних артефактов, найденных в Болгаре.
Котлы гуннского типа (IV в) - один из самых ранних артефактов, найденных в Болгаре.
 Находки предметов из Средней Азии (XIII - XIV вв).
Находки предметов из Средней Азии (XIII - XIV вв).
Предметы из парадного сервиза (II пол. XIV в).
Предметы из парадного сервиза (II пол. XIV в).
Зеркала с иранскими сюжетами.
Зеркала с иранскими сюжетами.
Орудия для обработки почвы (Х-XIV вв).
Орудия для обработки почвы (Х-XIV вв).
Скребки, стремена, путы и другие предметы для ухода за лошадьми.
Скребки, стремена, путы и другие предметы для ухода за лошадьми.
Золотые украшения (Византия, XI в).
Золотые украшения (Византия, XI в).
Кувшин, светильники и даже ночные горшки (XIII-XIV вв).
Кувшин, светильники и даже ночные горшки (XIII-XIV вв).
Фишки для игры в "мельницу" и игральные кости.
Фишки для игры в "мельницу" и игральные кости.
Книга "Сказание о Юсуфе" (1233, список XIX в).
Книга "Сказание о Юсуфе" (1233, список XIX в).
 Медный сервис (кон. XIV - нач. XV вв. Болгарский улус).
Медный сервис (кон. XIV - нач. XV вв. Болгарский улус).
Крест  XIII-XIV вв - вообще, крестов в Болгаре этого периода найдено довольно  много, что свидетельствует о распространении христианства на этих землях,  несмотря на то, что государственной религией булгар был ислам.
Крест XIII-XIV вв - вообще, крестов в Болгаре этого периода найдено довольно много, что свидетельствует о распространении христианства на этих землях, несмотря на то, что государственной религией булгар был ислам.
Стекло и керамика XIV в.
Стекло и керамика XIV в.
 "Маклашеевский всадник" (ХI - нач. XIII вв).
 "Маклашеевский всадник" (ХI - нач. XIII вв).
Надпись на могиле хатуны (княгини) Сары (1321 г), которая также была христианкой.
Надпись на могиле хатуны (княгини) Сары (1321 г), которая также была христианкой.
Скульптурные  реконструкции облика жителей Болгара XIII-XIV вв. Между прочим, среди  современных жителей Татарстана они выглядели бы вполне органично.
Скульптурные реконструкции облика жителей Болгара XIII-XIV вв. Между прочим, среди современных жителей Татарстана они выглядели бы вполне органично.
Водопроводные трубы XIII-XIV вв.
Водопроводные трубы XIII-XIV вв.
Торговые пломбы XIII-XIV вв.
Торговые пломбы XIII-XIV вв.
 Фрагмент сосуда с изображением барса.
Фрагмент сосуда с изображением барса.
Сфероконусы с руническими знаками.
Сфероконусы с руническими знаками.
Здание музея Болгарский цивилизации на берегу Волги.
Здание музея Болгарский цивилизации на берегу Волги.
Ансамбль "Ступени тюрко-татарской письменности".
Ансамбль "Ступени тюрко-татарской письменности".
Дальше на берегу Волги находится небольшой садик с т.н. колодцем Габдрахмана.
Дальше на берегу Волги находится небольшой садик с т.н. колодцем Габдрахмана.
Вид на разливы Волги здесь очень живописный. 

На обширной территории рядом с современным поселком Болгар до сих  пор можно увидеть не только фундаменты ханского дворца, соборной мечети  XIII в (минарет которой восстановлен), хозяйственных построек, но и  вполне целые каменные мавзолеи XIV вв: Северный и Восточный. Наподалеку  стоит интереснейшее сооружение комплекса - т.н. Черная палатка, которая,  по основной версии, была судебной палатой города. Сохранились эти  сооружения, во многом, благодаря существовавшему здесь с XVII в  православному Успенскому монастырю – древние мусульманские мавзолеи и  палаты монахи приспособили под церкви и хозяйственные постройки. Так, в  Черной палатке была монастырская коптильня (отсюда и ее современное  название - из-за закопченных стен). Но центральный храм православные  здесь все-таки соорудили новый - Успенскую церковь (1732-1734 гг).  Территорию Великого Болгара посещали царь Петр I и императрица Екатерина  II. От культовых построек уцелел только Малый минарет (XIV в), куда  сейчас пускают внутрь влезть наверх по винтовой лестнице в 40 ступеней,  но очередь стояла туда крайне невдохновляющая.
Вид на разливы Волги здесь очень живописный. На обширной территории рядом с современным поселком Болгар до сих пор можно увидеть не только фундаменты ханского дворца, соборной мечети XIII в (минарет которой восстановлен), хозяйственных построек, но и вполне целые каменные мавзолеи XIV вв: Северный и Восточный. Наподалеку стоит интереснейшее сооружение комплекса - т.н. Черная палатка, которая, по основной версии, была судебной палатой города. Сохранились эти сооружения, во многом, благодаря существовавшему здесь с XVII в православному Успенскому монастырю – древние мусульманские мавзолеи и палаты монахи приспособили под церкви и хозяйственные постройки. Так, в Черной палатке была монастырская коптильня (отсюда и ее современное название - из-за закопченных стен). Но центральный храм православные здесь все-таки соорудили новый - Успенскую церковь (1732-1734 гг). Территорию Великого Болгара посещали царь Петр I и императрица Екатерина II. От культовых построек уцелел только Малый минарет (XIV в), куда сейчас пускают внутрь влезть наверх по винтовой лестнице в 40 ступеней, но очередь стояла туда крайне невдохновляющая.
Центральный  комплекс заповедника Великий Болгар (слева направо): Северный мавзолей  (XIV в), Успенская церковь (1732-1734 гг), руины соборной мечети (XIII  в, минарет восстановлен), за ними Восточный мавзолей-усыпальница  булгарской знати (XIV в). Очень символично все это выглядит - здесь и  диалог цивилизаций, и смешение культур, и сосуществование разных  религий.
Центральный комплекс заповедника Великий Болгар (слева направо): Северный мавзолей (XIV в), Успенская церковь (1732-1734 гг), руины соборной мечети (XIII в, минарет восстановлен), за ними Восточный мавзолей-усыпальница булгарской знати (XIV в). Очень символично все это выглядит - здесь и диалог цивилизаций, и смешение культур, и сосуществование разных религий.
Большой минарет (восстановлен) и Успенская церковь быв. монастыря (1732-1734 гг).
Большой минарет (восстановлен) и Успенская церковь быв. монастыря (1732-1734 гг).
Памятный  знак в честь принятия ислама Волжской Булгарией в 922 г - современная  постройка, где сейчас хранится самый большой печатный Коран.
Памятный знак в честь принятия ислама Волжской Булгарией в 922 г - современная постройка, где сейчас хранится самый большой печатный Коран.
Восточный мавзолей-усыпальница булгарской знати (XIV в).
Восточный мавзолей-усыпальница булгарской знати (XIV в).
А вот так Восточный мавзолей выглядел, когда его использовали как Никольскую церковь.
А вот так Восточный мавзолей выглядел, когда его использовали как Никольскую церковь.
 Восточный мавзолей (интерьер)
Восточный мавзолей (интерьер)
и надгробные плиты внутри.
и надгробные плиты внутри.
Фундамент соборной мечети XIII в.
Фундамент соборной мечети XIII в.
Под навесом руины ханского дворца XIII в.
Под навесом руины ханского дворца XIII в.
Северный мавзолей (XIV в).
Северный мавзолей (XIV в).
Здесь внутри экспозиция надгробных плит.
Здесь внутри экспозиция надгробных плит.
 Надгробные плиты поближе.
Надгробные плиты поближе.
Баня Восточная палата - фундамент. На переднем плане - печка.
Баня Восточная палата - фундамент. На переднем плане - печка.
Ханская усыпальница и малый минарет (XIV в).
Ханская усыпальница и малый минарет (XIV в).
 Малый минарет (XIV в) и вход в него. Лестница узкая, лезть ввех может только один человек - в общем, эта очередь надолго.
Малый минарет (XIV в) и вход в него. Лестница узкая, лезть ввех может только один человек - в общем, эта очередь надолго.
Каменная резьба над входом в минарет.
Каменная резьба над входом в минарет.
Баня Белая палата (XIV в).
Баня Белая палата (XIV в).
 Одно  из самых сохранных и интересных сооружений комплекса - Черная палатка  (XIV в). Предположительно, здесь располагался местный суд. Внутри можно  рассмотреть своды, кладку и орнаменты.
Одно из самых сохранных и интересных сооружений комплекса - Черная палатка (XIV в). Предположительно, здесь располагался местный суд. Внутри можно рассмотреть своды, кладку и орнаменты.
Своды Черной палатки.
Своды Черной палатки.
Черная палатка - судебная палата Великого Болгара (XIV в)
Черная палатка - судебная палата Великого Болгара (XIV в)
 и ее интерьер.
 и ее интерьер.

Мы отправились в Болгар после некоторых колебаний, но ни минуты потом об этом не пожалели. Во-первых, уверена, без булгарского компонента понять этногенез татарского народа и эволюцию татарской культуры невозможно - только оценить вклад этого компонента довольно сложно. Во-вторых, целый комплекс, пусть и частично руинированный, сооружений XIII-XIV вв для России (да и для большинства стран Европы) не может быть явлением рядовым. В-третьих, это осколок ушедшей цивилизации, следов которой осталось очень мало и на очень ограниченной территории - получить о ней представление в каком-то ином месте невозможно.

Об этом же и не только мы разговорились с одним из наших попутчиков на обратном пути в Казань, который оказался интереснейшим собеседником, сообщившим нам массу интересных подробностей об объектах по пути - к сожалению, осмотреть их все без машины и в условиях нехватки времени, было никак невозможно. Зато один из самых ярких из них мы все-таки увидели.