Найти в Дзене
Чаинки

Полонянка... Встреча

Кадр из фильма "Тихий Дон"
Кадр из фильма "Тихий Дон"

Первые главы: 1) В станице 2) Отчаяние 3) Побег 4) Катерина 5) Осень 6) Надежда 7) На ярмарке 8) Столкновения 9) Подлость 10) Последствия скандала 11) Похищение 12) Схватка в степи 13) Тревоги 14) Джут 15) Радостные дни 16) Тяжёлые воспоминания 17) Соперницы 18) Масленица 19) Весна 20) Переезд на летнее кочевье 21) Свадьба 22) У озера 23) Важные вести 24) Улов 25) Новый дом 26) Сыновья 27) Разлука 28) Семейные радости 29) Старший сын 30) Выстрел 31) Исцеление 32) Перемены 33) Сенокос 34) Заботы 35) Обида 36) Неожиданный гость

Время действия - 1905 год.

Весной 1905 года Нурали выбрали волостным управителем. Баи, испуганные происходящими в стране волнениями, стали искать защиты у человека образованного, уважаемого у русских властей. А Нурали искал способов защитить свой народ от кровопролития. Рабочие уже были идейно подкованы в марксистских кружках, они знали, чего добиваются. Шла активная агитация и в крестьянских массах. Казахи же, в основном неграмотные, не понимающего русского языка, метались, словно в кромешной тьме, и способны были на любые глупости.

После выезда на летние кочевья степняков поразила беда – новая вспышка лёгочной чумы, более страшная чем в прошлые годы. Правда, теперь на борьбу с заразой пришли медики. Заражённые районы были оцеплены специальными карантинными командами, а врачи, обрекая себя на смертельную опасность, искали причины болезни и способы борьбы с ней. Под подозрением были все животные, но особенно грызуны. Что впоследствии и подтвердилось – переносчиками заболевания оказались суслики.

Со временем русские учёные изучат механизмы заболевания, принципы диагностики и лечения, создадут противочумную вакцину. Через много лет, уже в советское время, на борьбу с грызунами поднимется всё население, даже дети. Степь будет обрабатываться химикатами, с самолетов станут разбрасывать тонны отравленного пшена. Борьбе с болезнью поможет освоение целины. Массовая вспашка земли изменит ареалы обитания грызунов. Но и по сей день западный Казахстан остается природным очагом болезни.

Но в 1905 году всего этого ещё не знали. Страшная болезнь уносила жизни сотен людей. И хотя земли Есима не были тронуты заразой, но страх перед смертельной опасностью висел над всеми.

Летом в семье Нурали случилось горе – в родах скончалась вторая жена, оставив после себя двух дочерей, шести и двух лет, и новорождённого сына.

Всю малышню взяли к себе Дуня и Есим. Старшая девочка, Рукия, красивая и смышлёная, лицом была похожа на покойную мать. А младшенькая, Залиха, очень напоминала Марьюшку. Те же большие тёмные глаза, тонкие черты лица, молочно-белая кожа. Вот только на солнце загорала она мгновенно, и за первое же лето у бабушки девочка превратилась в смуглянку. Но больше всего забот требовал новорождённый Кабидулла.

Снова Дуняша почувствовала себя матерью, внимания и заботы которой искали маленькие беззащитные сиротки. И она отдавала всё своё время им и мужу. Есиму было уже почти восемьдесят лет. Давали о себе знать старые раны, ночами ныла рука, и мучили сильные головные боли. Но бодрое состояние духа не покидало его, и стариком он себя совсем не чувствовал. Да в глазах жены он и не был старым. Для неё это был всё тот же мужчина во цвете лет, какого встретила Дуня сорок пять лет назад.

В один из летних дней Есим и Дуня поехали в Оренбург. Нужно было купить немного тканей, чтобы пошить детям новую одежду, да и кое-каких припасов сделать не мешало бы.

- Сестрёнка, Дунюшка! – услышала Дуня за своей спиной радостный возглас.

Резко обернувшись, Дуня увидела брата Фёдора с женой.

- Федюнька, Наталья! Здорово живёте!

У Фёдора борода лопатой, считай, старик уже – внуки на службе давно. Да и Наталья располнела, раздобрела, не шустрая молодушка, как когда-то.

- Что ж внуки-то? Служат?

Фёдор крякнул, провёл ладонью по бороде:

- Служат. Демид к медали представлен. С япошками воюет.

Оренбургские казаки.  Русско-японская война
Оренбургские казаки. Русско-японская война

Наталья слезливо начала рассказывать:

- Ранетый он, в госпитале лежит.

- Цыть ты, заголосила! Живой, благодари Бога! – прикрикнул на жену Фёдор, - Отличился, в газете даже прописали о нём, - с гордостью глядя на Есима, продолжил он.

- В руку пуля попала, - утирая слёзы, не унималась Наталья, - Каково теперь ему будет-то!

- На то и казак, чтобы раны получать, такая у нас планида. Ништо, знать скоро домой прибудет! – утешил Фёдор.

- Дай Бог! Дай Бог! – закивали женщины.

- А вы-то как живёте? – это уже Фёдор у Дуняши спрашивал.

Но не успела Дуня и рта раскрыть, как подошёл к ним ещё один бородатый казак. Церемонно приподнял над головой фуражку, приветствуя. За ним телепалась, переваливаясь с ноги на ногу, словно уточка, толстая казачка в яркой кофте и юбке из дорогой ткани.

- Что ж, Фёдор Платоныч, никак сестрица ваша? Может, представишь? – спросил казак, и по тону видно было, что дурит станичник, словно злится на кого-то.

- Здорово бывали, Михайла Семёныч! – с достоинством огладил бороду Фёдор, - Вот, сестрица наша Евдокея, живая и здоровая, как видите. А это, Дунюшка, Михайла Семёныч Смешников, ежли не узнали, - повернулся Фёдор к Дуне.

Михайла... Вот он какой стал! Сколько раз бывала Дуняша в станице, а его ни разу не видела. И почему-то даже не вспоминала о нём, всё какие-то другие дела и мысли заслоняли его образ.

Легко склонила голову, приветствуя, улыбнулась, как улыбнулась бы любому малознакомому человеку.

- Здорово были, как живёте? – приветливо сказала Дуня, - Небось, внуки-то тоже на войне? – спросила, враз посерьёзнев.

- Да, служат. Василий медаль получил! – с вызовом ответил Михайла. А толстенькая жена его стала обстоятельно докладывать, какими подвигами отличился внук, где служат остальные.

Оренбургские казаки на боевых позициях.
Оренбургские казаки на боевых позициях.

Включилась в разговор Наталья, принялась рассказывать, у кого из станичников есть в доме погибшие, у кого в плен попали. С тем и расстались.

Угрюмо смотрел на дорогу Михайла, возвращаясь в станицу. Вот и увидел он Дуняшу. Сколько лет прошло, а она словно и не поменялась. Всё такая же гибкая, как девчонка, грациозная. И лицом светла, приветлива. Словно солнышко сияет. Искоса смотрел на рыхлую, словно квашня, жену, украдкой вздыхал. Жизнь с ней прожил, детей вырастил, а родной она так и не стала. Всё в ней раздражало Михайлу. То ли дело было бы с Дунюшкой!

А Наталья тарахтела мужу:

- Смотри-ка, киргизец старый уже, а молодцом держится. И Дуня, кабыть, любит его! Ничего, повезло ей, куда как хуже было бы, если бы к злодею какому попала.

Хмыкнул Фёдор, ничего не ответил. А сам думал – а каково было бы, если бы вышла Дуня за Михайлу. Лют с женой Смешников, и плетью её не раз охаживал. Может, Дуняше и с полоном повезло?

А Дуня и думать забыла о Смешниковых. Рядом был муж, дома ждали внуки, и впереди была ещё целая жизнь.

Продолжение следует... (Ссылка на первые главы в начале поста)

Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжения! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки (внизу ленты 29 коротких рассказов)