Я психолог, а не кинокритик: поэтому обзоры кинопремьер интересны мне лишь тогда, когда о вышедшем фильме есть что сказать психологу. Сага о знаменитом советском футбольном вратаре получилась именно такой: психологу есть что сказать. И не о содержании фильма, а о том, как это сделано. Как это увидено.
Женский взгляд на жизнь - интересная вещь. Замечательная. Мужской взгляд тоже интересен, но предсказуем, скучноват, уныло логичен. Женщина же способна увидеть под таким углом, который мужчине просто в голову никогда не придёт. Именно понимание того, насколько разные - принципиально разные - вещи видят мужчина и женщина, когда смотрят на один и тот же факт, событие, человека, сильно обогащает Вашу картину мира. Делает её куда более объёмной, что ли...
Первый, и самый запоминающийся, титр, который видит зритель сразу по окончании действия фильма: "Выражаем глубокую благодарность Валентине Тимофеевне Яшиной за помощь в создании фильма" (цитирую по памяти, не дословно).
По ходу просмотра да, периодически возникает по-мужски шовинистское ощущение, что именно Валентина Яшина - главный герой фильма, а вовсе не вратарь Союза советских социалистических республик. Но фильм заканчивается и ловишь себя на ошибке: ты не понял; вернее, понял не так.
Не она - главный герой, а, безусловно, он. Но вся эта история - это, действительно, история, увиденная её глазами. Женский взгляд на мужскую историю.
Мы так и не узнаем, за что и почему Льва Яшина называли "чёрным пауком": какой именно феноменальный вклад он внёс в развитие вратарской футбольной техники и тактики игры. Мы так и останемся в неведении его олимпийского чемпионства, - а это, на всякий случай, главное, чего может добиться в своей жизни спортсмен, ибо только к олимпийским чемпионам неприменима приставка "экс-". Мы не увидим вручение Яшину "Золотого мяча", - а это уникальное достижение для футбольного вратаря, и в этом качестве он единственный в истории. Для нас останутся за кадром три из четырёх его чемпионатов мира, в том числе его чётвёртое место в Англии в 1966 году - достижение, которое пока не удаётся даже повторить ни одному отечественному футбольному поколению...
О футболисте и вратаре Льве Яшине зритель фильма запомнит, пожалуй, лишь два его досадных пропущенных мяча 1962 года в Чили - эпизод, который, безусловно, был лишь досадным исключением из его богатой и победной карьеры, а не её центральным моментом... И даже это он запомнит не в силу драматизма самого этого футбольного момента, а в силу драматизма моментов, последовавших за ним: газетных статей, пьяных скандалов главного героя, и необходимости для главной героини вручную, тряпкой, отмывать загаженный недоброжелателями подъезд...
Но зато...
Зато мы увидим, почувствуем и поймём, каким неуклюжим, но в тоже время верным и характерным ухажёром был в молодости Лев Иванович. Для нас в подробностях откроется его внимательность и чуткость в супружестве, и даже его пылкость, с которой он откликается на желания и инициативы выбранной им женщины: милые эпизоды, вроде игривой прелюдии перед сексом в свежескошенном сене...
В этом же контексте центральным вещественным атрибутом фильма станут не пять золотых медалей чемпионатов страны, и не "Золотой мяч", и даже не ностальгически повешенные "на гвоздь" вратарские перчатки; не всё это, а, разумеется, шуба - главный атрибут любви и верности советского, да и среднестатистического сегодняшнего российского мужчины, то, что женщина принимает как безусловный сигнал его состоятельности, и о чём готова с удовольствием вспоминать годами...
Так и не познакомив нас с вратарём Яшиным, фильм с лихвой компенсирует это нашим знакомством с Яшиным-мужем. Невозможно отрицать: Лев Яшин представлен нам искренне любившей его женщиной. Это, безусловно, искреннее и симпатичное представление. А то, что останется в нашей памяти после этого представления... Так ведь и бессменный капитан футбольной сборной страны Игорь Нетто представлен нам не как единственный в истории футболист, в 1962 году ( a propos: в том самом - в Чили!) попросивший судью матча отменить неправильно забитый его командой гол, а как человек, хорошо сумевший разобраться с "разными француженками"... Аморалка, в общем. Фу.
Повторяю: это женский взгляд. Он станет разочарованием для того, кто хотел увидеть в фильме спортсмена и победителя. Да, это невозможно даже поставить рядом с "Легендой № 17", - как невозможно поставить ни одну попытку попасть в мейнстрим ("Движение вверх" и т.д.) рядом с законодателем моды...
Но он станет и настоящим кладом для того, кто готов принять этот альтернативный взгляд. Мужчина-зритель, принявший его, сможет лучше понять не только то, что именно видит его женщина, когда смотрит вместе с ним футбол, но и понять - хотя бы приблизительно, - что именно видит его женщина, когда смотрит вместе с ним жизнь.
"Лев Яшин. Вратарь моей мечты" - фильм в 2D. Но это, повторяю, взгляд, который, - если его не отрицать и попробовать осмыслить, - способен сделать стереоскопичной психологическую картину мира, рассказав если не о самом Льве Яшине, то уж точно - о женской любви к нему.
И в этом смысле "Лев Яшин. Муж моей мечты" - безусловно, 3D.