Искусственный интеллект — штука странная. С одной стороны у нас есть нейросети, машинное обучение и прочие технологии, которые позволяют сделать машину невероятно умной. С другой стороны даже современные игры, которые хвастаются свои ИИ, мы зачастую видим цифровых идиотов, которые ведут себя очень нелогично.
В чем же проблема? Неужели игроделов не допускают до высоких технологий? Или может они не способны интегрировать их в свои проекты? Ответ вас удивит — они специально делают ботов глупыми, потому что иначе в играх будут происходить очень странные вещи.
Слишком реалистичный мир
Когда в Bethesda создавали TES Oblivion, разработчики решили удивить геймеров инновационным ИИ. Они даже развернули неслабую рекламную кампанию, упор в которой делали как раз на то, что новый искусственный интеллект поражает воображение и делает мир игры максимально живым и реалистичным.
Добились они этого достаточно простым, но эффективным способом. У каждого NPC в игре была своя цель. Персонаж должен был идти к этой цели, соответствующе воспринимать окружающий мир, совершать определенные поступки, проще говоря жить в игре. Такой подход дал свои плоды. Мир Oblivion выглядел живым, а персонажи поражали своими действиями.
Однако, ИИ оказался слишком умным для того, чтобы играть по правилам. В игре нашелся один персонаж, который занимался не совсем законным делом — торговал скумой. Если кто-то не знает, скума это наркотик мира TES, который особенно любят каджиты. Как всем известно, у наркоторговцев редко бывает долгая и счастливая жизнь. Не обошла эта участь и данного NPC. Дилер регулярно погибал от рук местных наркоманов или бандитов. И это можно было не заметить, только вот персонаж был жизненно важен для линейки квестов.
Толпы игроков поражались реализму мира, наслаждались игрой, но безнадежно застревали, дойдя до злополучного квеста с торговцем скумой. Как бы игроки не торопились, как бы ни старались успеть, NPC опережал их, наживая кучу врагов.
Разработчики из Bethesda, узнав о проблеме, хотели было ее исправить, но не придумали как. ИИ был настолько хорош и соответственно непредсказуем, что грозил создать еще больше проблем игрокам. Единственное решение, которое нашлось — урезание возможностей искусственного интеллекта. Его очень сильно ограничили в свободе действий и возможности принимать решения, так что ключевые персонажи перестали погибать, а игру можно было пройти.
Выход все же есть
Несмотря на подобные неудачи при попытках создать реалистичный ИИ разработчики не отчаиваются и находят красивые решения возникающих проблем. Например, студия Obsidian, создавшая Fallout New Vegas, столкнулась с аналогичной проблемой. Персонажи имели достаточно свободы действий, чтобы ввязаться в неприятности со смертельным исходом.
Но вместо того, чтобы делать NPC бессмертными или глупыми, в Obsidian придумали другой выход. Если важный для квеста NPC погибал, то в его инвентаре появлялась записка, которая должна была ввести игрока в курс дела и запустить квест дальше.
А как вы думаете, когда в играх появится искусственный интеллект, который будет вести себя как человек?