Наиболее уязвимые граждане общества могут не выжить в мире, свободном от денежной наличности.
На пути к оцифровке
Операции с наличными исчезают по всему миру по мере того, как все больше сетей адаптируются к мобильным и бесконтактным картам, работающим по принципу touch-and go. Некоторые предприятия просто больше не принимают наличные деньги, так как экономика наличных денег теряет свой статус в связи с ее угасанием.
Различные города по всему миру выступают за всестороннюю цифровую экономику, по мере их продвижения к этой цели. Это означает, что свободная мелочь и купюры, которые будут брошены в ящики для пожертвований, переданы людям на улице и предложены в качестве милостыни, исчезнут.
Что будет означать безналичная экономика для беднейших слоев общества? Неужели мы движемся в направлении классовой стратификации, которая и так резко разделена.
Когда те, кто находится в самых низких эшелонах наших городов, исключены из коммерческой жизни и основного существования из-за их неспособности участвовать в цифровых технологиях.
В ноябре 2016 года премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил об изъятии из обращения 500 и 1000 рупий. Этот шаг был направлен на то, чтобы заставить страну демонетизироваться, подтолкнуть ее к безналичной экономике и вывести на свет коррупцию "теневой" экономики без уплаты налогов.
Этот шаг также непреднамеренно поставил вопрос о предоставлении доступа к оцифрованному миру потребления для бедных слоев населения на первое место в очереди.
Частью решения для Моди является создание "умных", городов связанных с оцифрованными коммунальными услугами. Электронная оплата коммунальных услуг и цифровые услуги, такие как билеты на поезда. Считыватели карт - это расходы, которые некоторые не могут себе позволить, и использование мобильных телефонов для осуществления платежей с помощью платежных систем оказывается для многих затруднительным.
По данным отчета Fung Global Retail & Technology, революция в сфере безналичных расчетов гораздо более актуальна в ЕС, где 9 из 15 стран, наиболее готовых к переходу на цифровое вещание, находятся в первых рядах.
В докладе, Швеция упоминается как страна, занимающая лидирующее положение. И скорее всего, к 2030 году полностью перейдет на безналичные расчеты. Однако демографический разрыв сохраняется даже в Швеции, где пожилые люди, проживающие в сельской местности, имеют меньше возможностей.
Во всем мире горожане среднего и высшего класса отдают предпочтение цифровым способам оплаты и все чаще избегают менее удобных для потребителей вариантов оплаты.
Между тем, те, кто "застряли" в наличной экономике, остаются там. Богатство является и остается определяющим фактором того, кто переходит в развивающуюся цифровую экономику, а кто остается в стороне.
Расширяющийся разрыв
Независимо от страны, разрыв между богатыми и бедными увеличивается по мере того, как денежная экономика угасает на смертном одре. В Амстердаме, уличный журнал Z! – который продается бездомными - тоже на смертном одре, потому что продавцы с трудом находят покупателей наличными.
Хотя Z! опробовала считыватели карт iZettle в 2013 году, карточные платежи для них не работали, в основном из-за их сложности. Им нужно было носить с собой журналы, мобильные телефоны и кард-ридеры - проблема для многих малых предпринимателей, но в большей степени для тех, кто работает исключительно на улицах.
Однако это ограничение уже преодолено более новыми технологиями: продавцы могут легко использовать идентификационные коды на бейджах со шнурками для продажи в режиме "свободные руки". Доступ - это реальная проблема, как правило, для бедных слоев населения.
Кенийские граждане пользуются безналичной системой, подключенной к дешевым мобильным устройствам под названием m-Pesa. Система позволяет хранить денежные средства в цифровом виде и переводить их, отправляя текстовые сообщения, и все это без открытия и ведения обычного банковского счета. В Зимбабве процветает аналогичный текстовый сервис EcoCash.
Директор по инновациям компании Hyperion Дэйв Бёрч в интервью The Guardian, сказал что защита интересов денежной экономики от имени бедных слоев населения никому не поможет.
"Если вы держите людей в ловушке наличной экономики, вы оставляете их платить более высокие цены за все, вы оставляете их без доступа к кредитам и более уязвимыми для воровства", - говорит он.