Эта статья о бесстрашной молодой бельгийской женщине, которая спасала сбитых пилотов союзников от гибели и вражеского плена в годы Второй Мировой войны.
Андре Эжени Адриенн де Йонг родилась 30 ноября 1916 года в городе Шаербек, Бельгия. Кумиром детства де Йонг была Эдит Кэвелл – медсестра Британского Красного Креста, которая помогла 200 солдатам союзников сбежать в нейтральные Нидерланды во время Первой мировой войны.
За это, в 1915 году, Эдит была казнена в родном городе Де Йонг. Андре не знала, что ее восхищение Кэвелл было предчувствием грядущих событий. Её жизнь изменило немецкое вторжение в Бельгию в мае 1940 года. Она бросила работу художника в городе Мальмеди, чтобы пойти в медсестры, в Брюсселе.
Там она познакомилась с несколькими пленными британскими солдатами. Вспоминая героиню своего детства, она помогала, через Красный Крест, отправлять письма к ним домой. Но, уже тогда, она решила для себя, что должна делать больше для спасения людей.
Отец де Йонг, Фредерик, учитель и директор школы, предложил идею организации маршрута для побегов в Британию. Нацистская Германия оккупировала Нидерланды на севере, Францию на юге и Люксембург на юго-востоке.
Конечной точкой маршрута на континенте выбрали Испанию. Несмотря на то, что она вместе с Италией была дружеским для Рейха государством. Из всех возможных вариантов эта страна была лучшим выбором из-за её официального нейтрального статуса и британского консульства в Бильбао.
На отработку маршрута 23-летняя же Йонг отправилась с британским солдатом Джеймсом Колмером из Абердина и двумя добровольцами из Бельгии. Добравшись до Франции они сели на поезд до Парижа и дальше на Байонну.
Самые сложные участки маршрута, с пешим переходом через горные массивы Пиренеев и страну басков до Бильбао. Колмер был просто ошеломлён их невероятно быстрым переходам по непростым даже для опытных путешественников рельефам местности.
Молодая женщина вызывала у него крайнее изумление. Она никогда не выказывала усталости, оставаясь всегда быстрой, энергичной, умной и смелой, несмотря на свою юность и привлекательность.
Уже в Британии де Йонг обратилась за помощью к англичанам, заверяя их в том, что готова через две недели вывести других по маршруту. Реакция была разная. Одни отнеслись с подозрением, были те, кто прямо называли её нацистской шпионкой. Тех, кто поддержал, оказалось больше.
В конце концов англичане согласились предоставить финансирование, фальшивые документы, оборудование, транспорт и все остальное, что ей было нужно. Но не всё было гладко, как показалось в начале.
Они захотели взять операцию под свой контроль и передать ее майору Норману Крокатту из военной разведки МИ-9 и лейтенанту Джеймсу Лэнгли, потерявшему руку в Дюнкерке и приобретшему опыт самостоятельной эвакуации с материка.
Де Йонг на их условия заявила, что готова приветствовать британскую помощь, но полный контроль за маршрутом будет только у бельгийского Сопротивления. Британцы приняли условия, предложив Эйри Нива координатором британской стороны.
За его плечами был побег из тюрьмы Кольдиц и возвращение в Англию, где он поступил на службу в МИ-9. Именно он дал Андре псевдоним «Деде». Сама же она называла себя «маленькой мамой», а своих подопечных «маленькими детьми».
Спасение летчиков на оккупированной территории было дорогостоящей и утомительной задачей. Она включала в себя получение медицинской помощи, одежды, документов и поиск безопасных убежищ по пути следования.
Очень скоро незаметный ручеёк превратился в поток с отлаженной системой и невероятной скоростью. Быстрее всего проходила эвакуация, когда на маршруте была сама «Деде». Её называли кометой, как когда-то в детстве отец называл «маленьким циклоном».
Вскоре название «Линия Кометы» закрепилось за маршрутом, а постоянная работа по его обеспечению превратилась в операцию, вошедшую в историю 2-й Мировой войны под этим названием.
Это был долгий и трудный путь. Многих на этой линии ждали аресты и смерть, но никто не свернул и не отказался от своего долга. «Её глаза, – вспоминал Боб Фрост, член экипажа бомбардировщика, которому помогала де Йонг, – они были абсолютно горящими, и в ней чувствовалась абсолютная уверенность».
Справедливости ради надо отметить наличие ещё одного пути отступления с материка, организованного британским солдатом Яном Гарроу, позывной «Пэт». Оставшийся в Дюнкерке он помог очень многим попасть на остров Британия. После его ареста в октябре 1941 года его направление также возглавила женщина.
К концу 1942 года осложнилась ситуация и на «Линии Кометы». Несколько провалов и арестов стали тревожными звонками, оповещавшими об агенте в подпольной организации. Был схвачен и казнён отец де Йонг.
Наступил момент, когда круг замкнулся вокруг неё. До ареста гестапо она лично провела 116 солдат союзников, ещё более 700 человек прошли по «Линии Кометы» с другими сопровождающими из возглавляемой ею подпольной организации.
15 января 1943 года де Йонг и трое солдат Королевских ВВС были схвачены во время отдыха в баскской деревне Уррюнь. Это было предательство. «Деде», в надежде избавить других людей от пыток, призналась что она возглавляет подпольную сеть.
Ей смеялись в лицо. Молодая девушка руководит организацией, под влиянием которой находится всё Сопротивление от Бельгии до Испании! Смешно!
Вместе с хозяйкой дома, где она была схвачена их отправили в концлагерь Маутхаузен, а потом в Равенсбрюк. Несмотря на большой опыт ухода за ранеными и больными она не смогла помочь своей соратнице. Члены экипажа бомбардировщика, схваченные вместе с ней выжили, как и наша героиня.
Она была освобождена в конце войны. Её героическая и благородная деятельность была отмечена высшей гражданской наградой Британии – медалью Джорджа (крест Георгия), американцы наградили Андре медалью Свободы, а французское правительство сделали де Йонг кавалером Ордена Почетного легиона. Королевские ВВС преподнесли спасительнице в подарок часы. Король Бельгии Бодуэн подчеркнул величие её свершений сделав свою подданную графиней.
Оставив дома свои награды её сиятельство графиня Андре Эжени Адриенн Де Йонг отбыла в Африку ухаживать за прокаженными.