Найти в Дзене
Tatler Russia

Юлия Высоцкая – о съемках в фильме Андрея Кончаловского «Грех»

В российский прокат вышла драма великого русского режиссера Кончаловского о великом итальянском творце Микеланджело. Генеральный продюсер – 9-й «форбс» Алишер Усманов. Муза создателя фильма – Юлия Высоцкая – играет эпизодическую роль загадочной девушки с горностаем. Актриса рассказала «Татлеру» о том, ради чего готова пересматривать «Грех» бесчисленное количество раз.

– Ваша героиня в фильме не произносит ни слова – так было задумано изначально?

– Моя героиня – дама с горностаем – это оммаж другому большому мастеру эпохи Ренессанса, воплощение картины Леонардо да Винчи. Андрей Сергеевич захотел увидеть меня в этом кадре. На мой взгляд, решение сцены, в которой кардинал Джулио Медичи встречается с Микеланджело в присутствии полусветской дамы с горностаем, вышло очень неожиданным и интересным.

– Проходили ли вы кастинг? Мы знаем, что кастинг-директором был итальянский актер Джузеппе Бизоньо.

– Ну что вы, конечно же нет (смеется, – прим. «Татлера»). Я свой кастинг у Андрея Сергеевича прошла давно.

– Сколько дублей понадобилось для вашей сцены?

– Работа с Андреем Сергеевичем – это всегда счастье, ты никогда не считаешь, сколько дублей было отснято. У него уникальная манера, Андрей Сергеевич не впадает в историю «давайте еще раз – сделайте полтора шага, а не два». Все происходит активно, быстро. Кажется, на съемках «Греха» для моего эпизода понадобилось 4-5 дублей. Была проходка, был мой выход из кадра, общий план, затем появились укрупнения.

– В фильме потрясающе красиво изображены гастрономические детали – блюда на свадебном пиру, даже хлеб, который руками разламывают рабочие в Карраре. Кажется, что вы участвовали в выборе реквизита.

– Нет, разумеется нет! Я участвовала в жизни создателя фильма, в жизни Андрея Сергеевича.

-2

– Какой подтекст в истории Микеланджело, изображенной Кончаловским, следует искать современным людям?

– Не мне об этом говорить. Пускай на эту тему рассуждают критики, педагоги. Мне кажется, каждый зритель вынесет из этого фильма что-то сообразное уровню своего культурного развития. Я, конечно же, надеюсь, что люди, которые до просмотра не были знакомы с искусством эпохи Возрождения, захотят узнать о нем больше. Надеюсь, что вам захочется посмотреть на работы Рафаэля, Караваджо, Боттичелли, Дюрера. В фильме заложено множество пластов культуры! Главное для меня в этом фильме – красота эпохи, точность с которой эту красоту передал режиссер. Игра артистов и не артистов (в съемках в Карраре участвовали обычные каменотёсы).

– Вы помните, как впервые встретились вживую с произведением Микеланджело?

– В 1996 году я впервые увидела Давида во Флоренции, на площади Синьорини. Хоть это и копия – настоящий Давид стоит в Академии изящных искусств – но впечатление от этой перспективы и невероятной мужской красоты потрясающее. С одной стороны, мощь плоти. С другой стороны, кажется, словно перед тобой что-то божественное.

Флорентийцы говорят так: 70 процентов искусства Европы находится в Италии, а 70 процентов искусства Италии – во Флоренции. Наверное, найдутся те, кто с этим поспорит, но я предпочитаю не спорить, а получать удовольствие от произведений искусства.

– Какую работу Микеланджело вы сейчас можете назвать любимой?

Пьета в Базилике Святого Петра в Ватикане. Безусловно. Сколько там грусти, боли, нежности, любви. Очень сложно даже представить, что это создано из камня, из мрамора. Не говоря об этих складках на ткани, руках, о глазах матери, держащей тело сына. Это так пронзительно.

– «Грех» снимался по всей Италии – в Риме, в Карраре, во Флоренции. Вы были на каждой съемочной площадке?

– Во время съемок я приезжала в каждый город, где они проходили. Проводить на площадках долгое время мне, к сожалению, не удавалось – приходилось улетать. Самым впечатляющим местом была Каррара. Чего стоят сами «каррарезе» – удивительный народ. Они действительно добывают мрамор и живут этим делом. Это и дух риска, и уважение к природе, к стихии, друг к другу, к своей работе. Меня поразило и то, как в Риме отстроили Ватикан – съемки сцен с Сикстинской капеллой проходили в павильоне, который возводили с нуля. Большая историческая картина требует времени – подбор актеров и строительство павильонов заняли около года.

– Наверняка у вас в картине есть любимая сцена?

– Как же можно делить этот фильм на сцены – я рассматриваю это произведение целиком. Для меня самое главное – впечатление. То, что мне после просмотра трудно говорить. Хочется молчать, думать, плакать. Главное – то, как один гениальный режиссер показал другого гениального художника. С отстраненностью, нежностью, бесконечной любовью, с пониманием его боли, несчастий и человеческих слабостей. У больших художников есть уникальная особенность – принимать человека не за то, что он что-то сделал или чего-то не сделал, а за то, что он просто есть. Меня пронзает и нежность, и сострадание, и любовь, и отчаяние по отношению к герою этого фильма, по отношению к Микеланджело.

– В интервью «Татлеру» вы рассказывали о том, что каждый день, в любую погоду, ныряете в прорубь – а чем вы заменяли прорубь в Италии, во время съемок «Греха»?

– Это было просто. В Италии практически нет подогреваемых бассейнов, вода везде натуральной температуры. Во время съемок в октябре и в ноябре – то, что нужно, от пятнадцати до девяти градусов.

-3
-4

– Ваш с Андреем Сергеевичем совместный выход на красную дорожку Римского кинофестиваля (там 27 октября, на главной площадке Auditorium Parco della Musica, проходила мировая премьера «Греха», – прим. «Татлера») произвел фурор в соцсетях. Какие эмоции вы сами испытывали в тот день?

– Я испытывала гордость. Этот прекрасный фильм снял мой любимый человек. Я была с ним рядом во время съемок и во время премьеры. Это был прекрасный момент в его жизни, а значит и в моей тоже. Я смотрела фильм несколько раз и хочу пересматривать его снова и снова – этот мир меня покоряет и потрясает. Потрясает и то, что я открываю про Микеланджело, и то, что я открываю про себя саму.

– На вас были лаконичные брюки, белая блузка – как вы выбирали этот наряд?

– Это целиком Izeta. Мне показалось, что брюки с высокой талией правильной длины и рубашка оверсайз выглядят очень уместно. Очень важно понимать, в каком формате ты выходишь. Если ты играешь роль фильме – это один формат, если поддерживаешь режиссера – другой. В данном случае лучше быть слегка underdressed, чем overdressed.