Найти тему
Владимир

Охотничьи традиции в Европе – образ жизни для местных охотников

Согласно легенде святой Губерт, покровитель охотников, рек: “Надо не только охотиться на животных, но важно беречь их и осознавать ценность любой жизни в природе, а потому сдерживать свои страсти.”
Я – охотник. Я вырос в семье охотников. Большую часть детства я провел в лесу с дедом и отцом, которые оказали больше всего влияния на мою жизнь. Они научили меня, как вести себя в природе и как уважать диких животных, и как важно всем нам соблюдать охотничьи традиции.

Человечество охотилось на протяжении всей своей жизни. Способы охоты развивались по мере прогресса человечества. Охота была и есть неотделимой частью жизни человека, всегда помогавшая ему только не помереть с голода, но и развиваться социально и глобально, осваивая не только Европу, но и весь остальной мир.
Как развивались охотничьи традиции в Европе? Во многих европейских странах охота для охотников – не просто увлечение, хобби, но стиль жизни и их миссия в этом мире. Для большинства из них охота – это не только радость добычи, потребность убийства или вожделенный трофей – это честь быть охотником. Для них почетно принадлежать к группе людей, которые комфортно чувствуют себя вне городов и скопищ людей и умеют пользоваться тем, что им дает щедрая для немногих природа.

Есть ли простой ответ на вопрос “Делает ли охота нас людьми?” Его нет, но ответ на него можно найти, присмотревшись к европейским охотничьим традициям и образу жизни, который ведут охотники.

Охотники не только в Европе, но по всему миру ведут ежедневную борьбу со средствами массовой дезинформации и в особенности с не-охотниками на тему, насколько их образ жизни и способ добывания пищи этичен и социально приемлем. Что человечнее – 1) охотиться на дикого, свободного оленя в лесу так, что он не чувствует угрозы до момента выстрела или 2) выращивать животных в буквально скотских условиях исключительно для того, чтобы пожрать их? Такой вопрос нам, охотникам, регулярно задают те, кто взял на себя роль охранников природы и животных. В процентном соотношении не-охотников становится все больше и больше, ибо урбанизация охватывает планету, а искусство владения охотничьим оружием все менее поощряется общественным мнением. Большинство из них не имеют ни малейшего представления, как выжить в лесу, горах или степи, какова роль охотников в природе и что они делают, чтобы оставаться охотниками. Зачастую именно охотники первыми начинают бить тревогу насчет исчезающих видов животных, о которых кабинетные натуралисты даже не слышали, не то чтобы видели воочию. Именно охотники занимаются подкормкой диких животных и сохранением их естественной среды обитания в нетронутом человеком состоянии.

Роль охотников в сохранении природы наглядно видна на примере Словакии, в которой после двух мировых войн состояние дикой природы было аховое. В те времена не было “зеленых” партий, и заслуга восстановления природных ресурсов принадлежит охотникам, которые уже тогда были хорошо организованной группой. Благодаря отличной осведомленности о состоянии родной природы и рациональному воздействию на нее охотники смогли не только остановить снижение популяции диких животных, но и увеличить их поголовье.

-2

Урбанизация оказывает огромное негативное воздействие на Европу. Дикая природа подвергается постоянному, все время возрастающему прессингу со стороны людей, их непрерывно растущей промышленности и расширяющейся инфраструктуры. На континенте остается все меньше и меньше нетронутых уголков девственной природы. Из всех людей именно у охотников, уважающих охотничьи традиции, есть неразрывная связь с природой. Эта связь обусловлена вековыми ритуалами и традициями охоты.
В основе сохранения старых охотничьих традиций лежит “единение”. Именно это эти единение наряду с глубочайшим уважением к природе и добываемым животным лежит в основе морали и этики европейских охотников. Это уважение охотник проявляет круглый год всюду, где он ни был, а не только во время охотничьего сезона в своих краях. Охотник проявляет это уважение разными способами и в разных местах: в лесу и на ферме, на охоте и на светском мероприятии, а главное – в своей повседневной жизни. Рациональное природопользование становится привычным для все большего количества европейских стран. Олени, лоси и кабаны ощущают давление неумолимо наступающей цивилизации. Именно охотники – одни из немногих, кто искренне заинтересован в ослаблении этого натиска и в состоянии воспротивиться ему. Для них наградой является проводимое на природе время и возможность охотиться. Кроме того, они выказывают истинное уважение к животным.

-3

Важна даже одежда, которую человек одевает на охоту. Даже во время работ в охотхозяйстве используется одежда зеленых оттенков. На загонные охоты не одевают военный камуфляж, считается неприличным явится в грязной обуви и, тем более, с опозданием. Загонная охота – это в первую очередь встреча друзей, чья совместная деятельность регулируется звуком охотничьих рогов и иных условных сигналов. По окончании охоты, индивидуальной или групповой (загонной) охотники отдают дань уважения добытой ими дичи. Во время церемонии завершения охоты добытые животные укладываются в ряд правым боком на землю, образуя прямоугольник, обрамленный сосновыми ветками. По четырем углам зажигаются костры. Этим действием охотники прощаются с животными и выказывают почтение давшей их природе. Каждому подстреленному животному в пасть вкладывается зеленая веточка, символизирующая его последнюю трапезу. Животное не разделывают на месте, что было бы практичнее при мясозаготовке, но вытаскивают с места добычи целиком, волоча за задние ноги. Так тащить тушу реально проще, но при этом считается, что животное может в последний раз взглянуть на место своего обитания.

-4

В наши дни феминистского (не мужского) равноправия дамы охотятся наравне с мужчинами. В прошлом женщины участвовали преимущественно в пирах по завершении охот. В странах бывшей Австро-Венгрии женщины участвовали непосредственно в самой охоте. В XIX и начале XX века охотничий ритуал в Европе сформировался окончательно, и так называемая “элитная” охота превратилась в профессиональную, где истинной целью является преумножение поголовья и улучшение его качественного состава, а также всесторонний уход за животными, способствующий их размножению.
Сейчас, когда женщины все чаще получают удовольствие от мужской работы и мужских увлечений, количество активных женщин-охотницы неуклонно растет. Например, в Австрии зарегистрировано 11000 охотниц. В Швеции их уже более 15000. Охота преимущественно распространена в сельских районах, где женщины все чаще охотятся и участвуют в общественной жизни. Число официально зарегистрированных охотниц по всей Европе из года в год растет, хотя их деятельность сводится к участию в мероприятиях, организованных все-таки мужчинами.

-5

Женщины принимают все более активное участие в выставках собак, охотничьего снаряжения и оружия, судят стрелковые соревнования и делятся рецептами приготовления дичи в соцсетях. Есть старая поговорка: “Если женщине что-то нравится, возможно, это не так уж плохо”. Надеюсь на положительное влияние женщин на популярность истинно мужского увлечения.