Найти тему
ПроАвтобизнес

Почему «пропали» китайские автобусы

Сегодня на улицах российских городов безусловно доминируют отечественные автобусы. В потоке угадываются «ЛИАЗы», «НефАЗы», в некоторых городах «ПАЗы». Значительно реже можно встретить «Волгобусы» и белорусские «МАЗы». А ведь еще пять-семь лет назад во многих российских городах парк пассажирской техники сильно «разбавляли» китайские автобусы. Но сегодня их количество резко уменьшилось. Наш канал сделал попытку разобраться, куда делась китайские городские автобусы и в чем их конкурентные преимущества?

Почему наряду с самосвалами на автомобильный рынок России начала свое агрессивное наступление пассажирская техника? Здесь уместен небольшой экскурс в историю. Тогда, примерно лет 10-15 назад, наступил переломный период времени происходили кардинальные перемены в организации пассажирских перевозок в стране. В частности, к перевозкам пассажиров был допущен частный перевозчик.

Другой важный момент, было привнесение в этот перевозочный процесс конкуренции. За этим следили антимонопольные органы. Следствием чего стало появление такого явления, как дублирование маршрутов. Немаловажно, что новая маршрутная сеть городов формировалась по так называемому «заявительному» принципу.

Но при чем  тут китайские автобусы?

-2

Почему именно транспортные средства средней вместимости длиной около 9 метров практически идеально подошли для отечественных перевозчиков?

Главная причина состояла в том, что в  крупных городах Российской Федерации кардинально изменились пассажиропотоки. Ведь, если в советский период к определенному часу к многочисленным заводским проходным необходимо было доставить тысячи и даже десятки тысяч работников, которых нужно было еще вывезти из спальных жилмассивов, то сегодня, когда многие гиганты индустрии приказали долго жить такого объема пассажиропотока фактически не осталось. Если в недавнее прошлое из спального жилмассива функция вывоза горожан ложилась на пару-тройку маршрутов, а подвижной состав пассажирских предприятий (ПАТП) состоял из автобусов большой и сверхбольшой вместимости, то сегодня многочисленный парк перевозчиков с автобусами средней вместимости.

-3

Такие автобусы производства КНР заполняли парки перевозчиков в самых разных городах - от западных до восточных окраин страны. Импортеры везли через границу самые разнообразные марки пассажирской техники. Это были китайские автобусы Zhongtong, Higer, Yutong, Golden Dragon, KingLong, и даже автобусы с необычным названием Mudan.

-4

Каковы характеристики этой техники?   

Посмотрим на характеристики одного из самых распространенных китайских автобусов того периода Zhongtong LCK6103. Двухдверный десятиметровый кузов, вместимость 80 пассажиров из которых 29 могут разместиться на сиденьях, рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISD мощностью 230 л.с. Эталонный автобус среднего класса для городских перевозок.

Автобус, правда, не низкопольный. Передняя и средняя площадки с одной ступенькой, а задняя часть – это ступенчатый «амфитеатр».

"Амфитеатр" автобуса Zhongtong LCK6103
"Амфитеатр" автобуса Zhongtong LCK6103

Не беда, если нет запчастей. Изношенные шины китайского производства можно заменить отечественной маркой КАМА, сломавшийся индикатор приборной доски на отечественный от ГАЗ-53. Но как нам рассказали в одном ПАТП частного перевозчика, на такой автобус подошел задний мост от грузовика ЗИЛ-130. Не знаем, байка это, или правда. Но то, что были доноры-автобусы, знаем не понаслышке.   

С каждым годом росло число крупных и средних городов в которых эксплуатировалась китайская пассажирская техника. Однако эта импортная волна остановилась внезапно. После крымских событий и введения западными странами санкций, ответ наших властей оказался неожиданным. 14 июля 2014 года увидело свет Постановление Правительства РФ №656 об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под запрет попали трамваи, троллейбусы и транспортные средства с вместимостью свыше 10 человек, то есть автобусы. Это и стало тем самым стоп-краном, который остановил этот поток пассажирской техники, но не всей. да и фактор постепенного износа и амортизации этой техники также нужно брать в расчет. 

-6

Тренд изменился, и теперь отечественные перевозчики переключили на российскую и белорусскую технику. С точки зрения конкуренции, эти меры означали ее серьезное ограничение и давали «зеленый свет» отечественным «ЛИАЗам», «НефАЗам», «Волгобасам» и белорусским «МАЗам». Но примечателен тот факт, что если производители городской пассажирской техники воспользовались моментом и теперь во всех городах и весях осуществляются закупки отечественных автобусов, позволяя загрузить отечественные машиностроительные заводы, то в выпуске автобусов туристического класса таких успехов, к сожалению, не обнаружено. Отвечающих современным требованиям надежности и комфорта, современных моделей туристического класса в стране практически нет. По каким причинам перевозчиков не устраивают междугородние автобусы отечественных производителей распространяться не имеет смысла. По-прежнему, во многих городах перевозчики-междугородники делают ставку на импорт. И вот здесь китайская техника фактически вне конкуренции. Точнее, она воюет в упорной конкурентной борьбе с корейцами и выигрывает.

-7

Посмотрите на ТОП-25 российского рынка автобусов. В первой десятке модели автобусов «ПАЗ», «ЛИАЗ», «НефАЗ», «Волжанин» и «КАВЗ». Но в эту десятку лидеров уже пробрался автобус туристического класса Yutong 6119.

Но если мельком бросить взгляд на вторую десятку российского рынка новых автобусов, то вас ждет столько интересных открытий. Тут обосновались модели туристического класса от Higer, Zhongtong, Yutong, Kinglong. Вот такой пул китайских междугородников. Несмотря на грозное постановление правительства рынок делает выбор в пользу китайской техники. Все же жаль, что отечественный автобусный комплекс не смог доработать в условиях искусственной защиты данный класс пассажирской техники, а за китайских производителей можно только порадоваться. Они не отступили и создали плацдарм, с которого в будущем поведут новое наступление, и мы станем свидетелями «второй китайской волны».

Китайские модели автобусов в российском ТОП-25

-8

источник