Найти тему
Сталкер

5 самых утончённых советских фильмов о любви

Оглавление

В период  с конца 50-ых и до середины 70-ых годов прошлого века у нашего отечественного кино был свой, можно сказать, серебряный век - замечательные реалистичные, заряженные добром и душевностью, яркие по сюжетам и персонажам фильмы лились, казалось, нескончаемым потоком. Поток сей постепенно замедлял движение и окончательно остановился где-то в политически бурлескные 80-ые, когда кинематографисты, опьянённые цензурными послаблениями, свалились на разоблачение прошлого, чернуху и эротику.

Но и в этот благословенный серебряный век нашего кино психологически сложных, утончённых фильмов было не так уж и много. Отметим те, которые, на мой взгляд, особенно выделялись на общем, и без того прекрасном фоне. Эти фильмы очень музыкальны по своему характеру - их смотришь, как будто слушаешь музыку. Неслучайно саундтреки к ним играют большую роль.

Нежность (1966 г., режиссёр: Эльёр Ишмухамедов)

Кажется, что этот фильм не есть творение рук человеческих - настолько он призрачен, бесстрастен, бесконечно добр и чист. Представляется, что небесный ангел незаметно спустился на землю и дарит людям, теряющим то, что кажется им самым важным в жизни, возможно, самое лучшее что есть на свете - чувство нежности. Любовь приносит не только радость, но и страдания. Спасает только нежность.

В картине нежность передаётся как эстафета, от одного человека к другому. Она  переходит из души в душу и удерживает героев от самого худшего. Три новеллы фильма объединены именно мыслью о важности и даже спасительности этого чувства, а не только общностью отдельных персонажей. 

Нежность проходит по кругу главных героев трёх частей картины и, наконец, замыкает этот круг  в конце. Неудачница любви последней новеллы воспряла и улыбнулась от внезапно нахлынувшей нежности к ней любовного неудачника первой. Интересно, что копируя последнюю сцену "Ночей Кабирии" Феллини, когда шумная, весёлая компания "заставляет" Кабирию улыбнуться, здесь режиссёр заставляет девушку ещё сильнее заплакать. А улыбаться она начинает, только когда нежность своими словами проявит к ней парень из первой новеллы.

-2

Удивительна роль замечательного музыкального сопровождения фильма - каждый кадр "носит" своё настроение главным образом в зависимости от той мелодии, что звучит за кадром (а мелодии очень ярки и разнообразны). Музыка как бы дирижирует всей картиной.

Влюблённые (1969 г.. режиссёр: Эльёр Ишмухамедов)

Этот фильм - своеобразное продолжение "Нежности" того же режиссёра. Но характер его и смыслы в нём несколько отличаются от первого фильма.

-3

Любовь есть вещь метафизическая, нечто из потустороннего мира. Изобразить её на экране крайне сложно и далеко не всем режиссёрам удаётся. Этот фильм ценен тем, что автор сумел уловить тончайший дух любви и передать его в своей картине. Для этого ему пришлось перейти некоторые границы, использовать подобие психоделических приёмов.

-4

Явственное ощущение любви не оставляет почти на протяжении всей ленты. Ослепительный свет, возбуждение, сладость, тревога, радость, боль... В общем, передать словами очень трудно. Знаменитая сцена внезапного падения главного героя в бурную горную речку и его восторженного дрейфа по ней между острых камней, с плывущими в ней арбузами и поедания их в пенистой, чистейшей воде - одна из самых гениальных аллегорий великого чувства в истории кино.

О любви (1970 г., режиссёр: Михаил Богин)

О любви в этом фильме практически ничего не говорится. Словами. Но это возвышающее и, одновременно, заставляющее страдать чувство незримо присутствует буквально в каждом кадре картины непризнанного гения советского кино Михаила Богина, снявшего всего несколько замечательных лент.

-5

При просмотре фильма мы как бы поднимаемся в метафизические сферы и некоторое время живём воспоминанием о самом светлом, самом сокровенно-чистом, что было в нашей жизни. Светлая тоска о любви, очень точно выраженная в сопровождающей фильм пронзительной музыке Евгения Крылатова, самым лучшим образом говорит о состоянии героев поэтичной и глубокой ленты. Которая, вопреки названию, вещает не только о любви, но и о бескорыстном служении, призвании, жертвенности, долге, одиночестве.

Главная героиня - исключительно чистой души человек - словно парит над нелицеприятной действительностью, оттеняя своим духовным светом жизненный негатив вокруг себя. И это чувство полёта даёт и талантливые съёмки, и музыка Крылатова. Вариации основной темы саундтрека окрыляют фильм, возвышают нас.

-6

Гении европейского кино могли бы взять этот фильм в пример. Причём, каждый кадр, наполненный жизнью и жизненным смыслом в отличие от маложизненности, а то и безжизненности (холодной отстранённости, иллюстративности, искусственности - от слова искусство) многих европейских шедевров. Каждый кадр (и что в нём говорится - особенно) полезен был бы для них.

  Ты и я (1971 г., режиссёр: Лариса Шепитько)

"Ты и я" (даже несмотря на безбожную изрезанность советской цензурой) - это не только своеобразный поиск по киноформе, но и незаурядные находки, не только правда жизни, но и правда бытия. В фильме очень тонко разобрана психология выдающихся по внутреннему складу  людей. А сложность формы полностью соответствует сложности внутреннего содержания картины.

-7

Фильмов подобной глубины в советском кинематографе - по пальцам пересчитать - так мне кажется.

-8

Не могу и здесь не отметить потрясающую, разно-Образную в зависимости от развития сюжета, местами пронизывающую до глубины души музыку. На этот раз - великого Альфреда Шнитке.

Ксения, любимая жена Фёдора (1974, режиссёр: Виталий Мельников)

Есть художники, приносящие послание Оттуда. Очень незаметно и тихо. Очень тёплое и светлое Послание. Из таких – режиссёр Виталий Мельников и композитор Олег Каравайчук. Когда они вместе творят, происходит что-то перевёртывающее обыденное представление о мире. Мы, не сходя с дивана с места, оказываемся там, где нас никто не ждёт всегда ждут – на том свете, на небесах. Хотя, почему Там? Нет, свет этот, нам только кажется, что мы уже отправились Туда. Самое удивительное, что частицы рая, оказывается, находятся вблизи нас, мы только это не замечаем… Зато замечают, показывают и играют Виталий Мельников и Олег Каравайчук. И получается, что неприметная простая рабочая Ксения с неказистой внешностью – на самом-то деле – Мадонна с картины Рафаэля! А в живущих рядом с нами на первый взгляд грубых людях - ангельские черты. А мы-то и не замечали раньше! Как стыдно-то!

-9

«Кто я такая, чтобы держать сына на коленях? И сама отвечаю – женщина, которая любила и которая после первого поцелуя попросила вечности», - читает главной героине дочка подруги из книги. И то же самое мы читаем на лице будущей матери Ксении.

-10

Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.