Найти тему
Дневник киноведа

Пять отечественных фильмов с самой необычной операторской работой

На заре кинопроизводства главным человеком на съемочной площадке был не режиссер, а оператор – именно он определял ход работы над картиной и давал указания остальным членам киногруппы. С тех пор нравы киноцеха сильно изменились, однако работа оператора по-прежнему остается важнейшей составляющей любого фильма, ведь именно его глазами мы видим происходящие на экране события. Сегодня мы рассмотрим пять отечественных фильмов, чье изобразительное решение стало по-настоящему новаторским и обеспечило им успех как у зрителей, так и у киноведов.

1. “Русский ковчег” (2002 г., реж. А. Сокуров)

Кадр из к/ф "Русский ковчег"
Кадр из к/ф "Русский ковчег"

Фильм Александра Сокурова “Русский ковчег” потряс киносообщество не только России, но и всего мира – полуторачасовая лента, рассказывающая об Эрмитаже как о своеобразном средоточии русской истории и культуры, снята одним кадром, без единой монтажной склейки. На глазах зрителя разворачивается 300-летняя история России от петровских времен до грозных дней блокады Ленинграда, а камера, установленная на систему “Стедикам” (приспособление, позволяющее добиться эффекта “плывущей” без каких-либо колебаний камеры), в режиме первого лица путешествует по залам Эрмитажа и фиксирует происходящее со скрупулезностью историка. Подготовка к съемкам “Русского ковчега” заняла семь месяцев, за время которых было выверено каждое действие и перемещение более чем 800 человек массовки, а сам фильм был снят оператором Тильманом Бюттнером с третьей попытки. Еще одним новаторским достижением ленты стала технология съемки – в то время большинство профессиональных камер еще были пленочными, и лента Сокурова стала одним из первых крупных фильмов, снятых на “цифру” (пленочная камера не смогла бы снимать полтора часа подряд без замены кассеты). Впоследствии однокадровые фильмы хоть и остались экзотикой, но все же заняли свою нишу в экспериментальном кинематографе – среди них можно отметить и оскароносного “Бердмэна”, и малобюджетную “Викторию”, и другие ленты.

2. “Бег иноходца” (1968 г., реж. С. Урусевский)

Кадр из к/ф "Бег иноходца"
Кадр из к/ф "Бег иноходца"

Об операторской работе одного из самобытнейших советских кинематографистов Сергея Урусевского (“Летят журавли”, “Неотправленное письмо”, “Я – Куба”) уже написано множество книг, статей и очерков, а его репутация одного из главных новаторов советской операторской школы говорит сама за себя, поэтому сегодня нам хотелось бы остановиться на другой грани его таланта – режиссерской. В 1968 году Урусевский в качестве режиссера дебютировал с фильмом “Бег иноходца” – поэтичной историей о скакуне и его престарелом хозяине, снятой по мотивам повести Чингиза Айтматова “Прощай, Гульсары!” Как и другие работы Урусевского, “Бег иноходца” можно смело назвать настоящим пиршеством для глаз – неудивительно, что кинематографист выступил одновременно и режиссером, и оператором картины. На экране излюбленные приемы Урусевского (съемка “с рук”, игра с цветом, высокая “плотность” монтажа) переплетаются с живописными видами киргизских степей и, конечно, портретами скакунов – они здесь показаны во всей красе. Следующей режиссерской работой Сергея Урусевского стал не менее лиричный фильм “Пой песню, поэт…”, в котором молодой Сергей Никоненко исполнил роль Сергея Есенина – впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.

3. “Девять дней одного года” (1962 г., реж. М. Ромм)

Кадр из к/ф "Девять дней одного года"
Кадр из к/ф "Девять дней одного года"

Одним из главных идейных споров 1960-х был конфликт “физиков” и “лириков”, и картина Михаила Ромма “Девять дней одного года” стала своеобразной “трибуной” для тех и других. Изображение конфликта человеческой природы и техногенной цивилизации стало одной из главных задач фильма, и она была во многом решена при помощи визуальной составляющей. С одной стороны, оператор фильма Герман Лавров все время держит камеру на уровне пояса героев, как бы смотря “снизу вверх” и подчеркивая силу человеческого разума; с другой стороны, на общих планах горизонт предельно смещен вниз, в результате чего человек кажется пешкой на фоне то гигантской кирпичной стены, то бездонного небосклона. Пожалуй, еще никогда одновременное величие и ничтожество человеческой натуры не было так явственно показано на экране, и в этом отношении “Девять дней одного года” – один из ярчайших образцов искусства 1960-х, продемонстрировавший новые возможности киноязыка.

4. “Иди и смотри” (1985 г., реж. Э. Климов)

Кадр из к/ф "Иди и смотри"
Кадр из к/ф "Иди и смотри"

Одна из самых выдающихся в мире картин о Великой Отечественной войне “Иди и смотри” получила широкое признание не только в СССР, но и за рубежом. Помимо настоящего гиперреализма происходящих на экране событий, блестящей актерской игры Алексея Кравченко и крайне плотного звукового ряда критики также отметили выдающуюся операторскую работу Алексея Родионова. И действительно, во время съемок оператор использовал целый ряд впечатляющих изобразительных приемов – так, “Иди и смотри” стал одной из первых отечественных лент, снятых с использованием системы “Стедикам”, а мастерски снятые монументальные панорамные кадры создали мощный контраст личной трагедии главного героя. Не будет преувеличением сказать, что работа Родионова в этом фильме стоит в одном ряду с работами ведущих мировых мастеров – в частности, британский кинооператор, лауреат “Оскара” Энтони Дод Мэнтл отмечал, что считает работу своего советского коллеги “величайшей в истории”.

5. “Ангел” (1967 г., реж. А. Смирнов)

Кадр из к/ф "Ангел"
Кадр из к/ф "Ангел"

История создания короткометражного фильма Андрея Смирнова “Ангел” в свое время превратилась в целую эпопею. В канун 50-летия революции руководители Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай и Владимир Познер задумали выпустить целый киноальманах, состоящий из пяти короткометражных фильмов. Идею создания сборника, получившего название “Начало неведомого века”, поддержали в Госкино, а съемки решили доверить молодым начинающим режиссерам – Андрею Смирнову, Ларисе Шепитько, Элему Климову, Генриху Габаю. Правда, в процессе утверждения заявок задуманная Климовым экранизация рассказа Исаака Бабеля “Измена” была отвергнута, и режиссеров осталось трое. Собственно, уникальность короткометражного фильма “Ангел”, снятого Андреем Смирновым для альманаха и ставшего его дебютной работой в кино, заключается в том, что он снят без использования каких бы то ни было осветительных приборов, что для операторской практики тех лет было настоящим новаторством. Первоначально идею Смирнова не поддержал ни один из знакомых ему операторов, и тогда режиссер обратился к студенту ВГИКа Павлу Лебешеву, имевшему репутацию “проблемного” и оттого готовому принять любое предложение. Режиссер объяснил Лебешеву, что снимать придется без света, на что тот воскликнул: “Да хоть без пленки!” – и с энтузиазмом взялся за работу. К сожалению, альманах “Начало неведомого века” ждала трудная судьба – из трех снятых фильмов на экраны вышла только “Мотря” Генриха Габая, а работы Смирнова и Шепитько были положены на полку и увидели свет лишь в 1987 году.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: