Опыт боев на Тихом океане повысил уровень требований к вновь заказываемым для флота кораблям. С учетом новых требований проект тяжелого крейсера "Балтимор" был доработан ,корабли ,закладываемые после 1943 года , были отнесены уже к типу "Орегон".
В первую очередь, существенно увеличивалось число зенитных автоматов, причем неэффективность использовавшихся до войны 28-мм «чикагских пианино» и крупнокалиберных пулеметов привела к их замене на 40-мм орудия Bofors и 20-мм Oerlikon. На флот поступали новые средства радиолокации и связи,для которых требовались отдельные посты, появился боевой информационный центр (БИЦ), в котором собиралась и обрабатывалась информация об обстановке, поступавшая из различных источников . В ходе боев было отмечено значительное количество попаданий в надстройки,которые кроме того,еще и облегчали прицеливание для вражеской артиллерии.
Основное отличие типа "Орегон" было в более компактной пирамидальной надстройке с одной дымовой трубой , что увеличивало сектор обстрела зенитной артиллерии.Аналогичные изменения были внесены в проекты легких крейсеров "Атланта"(третья серия - "Juneau" ) и "Кливленд"(тип "Фарго"). Больше места было выделено под размещение радиолокационного оборудования,систем управления огнем ,связи и зенитной артиллерии.
Крейсера типа "Орегон"представляли собой усовершенствованный вариант крейсеров типа «Балтимор», внешне он отличался от предшественников одной широкой трубой вместо двух. Более просторный корпус и изначальная ориентация на усиленное зенитное вооружение способствовали дальнейшим улучшениям и модернизациям. В то время как представители довоенных типов к концу войны всё глубже и глубже оседали в воду, потяжелев на несколько сотен (где-то даже и тысяч) тонн, "Орегоны" даже имели недогрузку. Изменения коснулись уменьшения верхнего веса , улучшения разделения на отсеки и кормовой части новых кораблей: размеры ангара для гидросамолетов были уменьшены, а обе катапульты обслуживались теперь одним краном вместо двух.
Различия в вооружении между типом Oregon и «балтиморами» ограничивались числом 20-мм/70 автоматов Oerlikon: последние крейсера типа Baltimore, начиная с Bremerton (CA-130), имели 14 спаренных установок Mk 24, а крейсера типа Oregon получили только десять. Радиоэлектронное вооружение совпадало с последними «балтиморами» и включало радары SG-3, SK-2, SP, Mk 13 и Mk 12/22.
"Балтиморы" хорошо показали себя в боях, всего крейсера типа «Балтимор» и типа «Аляска» за Вторую мировую войну получили 52 боевые звезды. "Орегоны" на войну не успели,повоевать довелось только "Рочестеру" в Корейской войне в составе TF-77 у восточного побережья Кореи .
По доработанному проекту было решено строить все тяжелые крейсера, закладываемые начиная с 1943 года. Всего было заказано десять кораблей (бортовые номера с CA-122 по CA-129, CA-137 и CA-138), закладывавшихся в 1944-45 годах, но заказы на шесть кораблей были отменены в связи с окончанием войны (один из заказанных кораблей, Tulsa, даже не успели заложить). Из четырех оставшихся крейсеров только три (Oregon City, Albany и Rochester) были достроены в соответствии с проектом. Последний крейсер серии, Northampton, был достроен как корабль управления.
«Орегон-Сити» СА-122 Oregon City Bethlehem, Quincy Fore River Shipyard — заложен 8 апреля 1944 г., спущен на воду 9 июня 1945 г., вошёл в строй 16 февраля 1946 г. Крейсер не участвовал в боевых действиях. Состоял в строю всего 1 год Некоторое время был флагманом 3 флота, но уже 15 декабря 1947 года его вывели в резерв. 1 ноября 1970 года крейсер исключили из списков флота и продали на слом в 1973.
«Олбани» СА-123 Albany Bethlehem, Quincy Fore River Shipyard — заложен 6 марта 1944 г., спущен на воду 30 июня 1945 г., вошёл в строй 11 июня 1946 г. До 1948 года использовался для подготовки резервистов, после чего перешел на Средиземное море, а позже вошел в состав 6-го флота. В 1958 году был поставлен на переоборудование, 1 ноября 1958 получил обозначение CG-10( ракетный крейсер ) и 3 ноября 1962 года вновь вступил в строй , став головным кораблем серии переоборудованных тяжелых крейсеров типа Baltimore . Вся артиллерия была снята и заменена на спаренные ПУ ЗРК «Талос» и «Терьер» (по две). Вооружение дополняли ПУ ASROC и две универсальных одноорудийных установки Мк-30 калибра 76 мм. В 1967-68 и 1973-74 корабль проходил ремонт, совмещенный с модернизацией. С 1976 года Albany являлся флагманским кораблем 6-го флота Был исключён из списков флота 29 августа 1980 года и продан на слом в 1990.
«Рочестер» СА-124 Rochester Bethlehem, Quincy Fore River Shipyard — заложен 29 мая 1944 г., спущен на воду 28 августа 1945 г., вошёл в строй 20 декабря 1946 г. Крейсер участвовал в Корейской войне в качестве корабля артиллерийской поддержки , заслужил 6 боевых звезд. 17 сентября 1950 года крейсер получил попадание неразорвавшейся бомбой с северокорейских самолетов. В 1953 году прошел модернизацию, в ходе которой 40-мм автоматы были заменены на спаренные 76-мм автоматические установки с радиолокационным наведением. 15 ноября 1961 года был выведен в резерв, исключён из списков флота 1 октября 1973 года и продан на слом в 1974.
«Норхэмптон» СА-125 Northampton Bethlehem, Quincy Fore River Shipyard — заложен 31 августа 1944 г., работы остановлены 11 августа 1945. спущен на воду 27 января 1951 г. как корабль управления CLC-1. , вошёл в строй 7 марта 1953 г. Исключён из списков флота в феврале 1970 года.
СА-126 Cambridge Bethlehem, Quincy заложен 16.12.44 .Заказ отменен 12.08.1945
СА-127 Bridgeport Bethlehem, Quincy заложен 13.1.45 .Заказ отменен 12.08.1945
СА-128 Kansas City Bethlehem, Quincy заложен 09.07.1945 .Заказ отменен 12.08.1945
СА-129 Tulsa Bethlehem, Quincy не закладывался.Заказ отменен 12.08.1945
CA-137 Norfolk Philadelphia Naval Shipyard заложен 27.12.1944.Заказ отменен 12.08.1945
CA-138 Scranton Philadelphia Naval Shipyard заложен 27.12.1944.Заказ отменен 12.08.1945
Водоизмещение-Стандартное — 13 260 дл. т, полное — 17 070 дл. т .Длина 202,4 м / 205,26 м .Ширина 21,6 м .Осадка 7,3 м. Бронирование-Пояс — 152…102 мм,
погреба — 76…51 мм,
траверзы — 152…127 мм,
палуба — 65 мм,
башни — 203…95 мм,
барбеты — 160…152 мм,
рубка — 165 мм
Двигатели-4 ТЗА General Electric, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 120 000 л. с. .Скорость хода 33 узла Дальность плавания 10 000 морских миль на 15 узлах .Экипаж 1142 человека .
Вооружение-3 × 3 — 203-мм/55, 6 × 2 — 127-мм/38, Зенитная артиллерия 12 × 4 — 40-мм/56, 24-28 — 20-мм/70 .Авиационная группа-2 катапульты, 2—4 гидросамолёта
В 1946 г. крейсер «Орегон Сити» перекрасили пол схеме Measure 13 полностью в цвет Haze dray. На главной мачте корабля установлены антенны РЛС SK-2, DBM-I и DBM-2, на другой мачте — антенны РЛС SK а SG. Все 20- и 40-мм зенитные автоматы закрыты брезентом.
На «Рочестер» (СА-124) на фок-мачте установили антенны РЛС SPS-6B и 5 .
Серия тяжелых крейсеров типа "Орегон" в итоге стала экспериментальной. Головной корабль,вероятно,имел значительные дефекты постройки,т.к. прослужил всего менее двух лет и был отправлен в резерв. В отличие от систершипов , он не был возвращен в строй во время Корейской войны и не использовался для переоборудования в ракетный крейсер. "Олбани" стал одним из первых ракетных кораблей американского флота (ему будет посвящена отдельная статья в разделе крейсеров УРО),а "Норхэмптон" был достроен как корабль управления. Лишь "Рочестеру" удалось остаться собственно артиллерийским крейсером и поучаствовать в боевых действиях.
С точки зрения технического совершенства "Орегоны" стали вершиной развития класса тяжелых крейсеров-мощнейшая ПВО,продуманная эргономика,современная электроника,потенциал для модернизаций.Но уже наступала ракетная эра.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам