Найти тему
Морская коллекция

Лидеры эсминцев. Чилийцы на службе Его Величества. "Фолкнор".

В августе 1914 года многочисленные боевые корабли,строящиеся на британских верфях для других стран- в том числе Чили,были конфискованы в пользу Королевского флота. Особые отношения Британской империи с основным поставщиком селитры для ее военной промышленности,заставили провести операцию максимально корректно-корабли были принудительно"выкуплены",а чилийский флот даже получил некоторую компенсацию. Помимо двух дредноутов в британские руки попало 4 достраивавшихся фирмой "Уайт" крупных эсминца типа "Альмиранте Линч",уникального и весьма прогрессивного проекта.

Эсминцы сменили свои названия: «Альмиранте Симпсон» стал «Фолкнором», «Альмирате Гони» — «Броком», «Альмиранте Вильяме» — «Ботой», а «Альмиранте Риверос» — «Типперери». Поскольку по огневой мощи корабли чилийского заказа превосходили все британские эсминцы, в Королевском флоте они получили статус лидеров.

Первыми в строй вошли «Фолкнор» и «Брок», прошедшие в августе — сентябре 1914 года частичное переоборудование под британские стандарты. Корабли получили радиостанцию «тип 2», артиллерийское вооружение дополнил один 37-мм зенитный автомат «Виккерс», а торпедное было полностью заменено: вместо предусмотренных проектом 450-мм торпедных аппаратов корабли получили четыре однотрубных 533-мм.

«Бота» и «Типперери», переданные флоту соответственно, в марте и июне 1915 года, были подвергнуты более серьезным переделкам. На них изменили расположение орудий главного калибра. Теперь в носу и корме стояло по одной 102-мм пушке вместо двух, а освободившиеся два орудия установили побортно за кормовой надстройкой. Теперь бортовой залп состоял из четырех орудий вместо трех на предыдущих кораблях. Зенитное вооружение было представлено двумя 37-мм автоматами, торпедное — двумя двухтрубными 533-мм аппаратами. Позже неудачные 37-мм зенитки на всех кораблях заменили более совершенными 40-мм автоматами, а в 1918-1919 годах на трех остававшихся в строю лидерах носовые и кормовые 102-мм орудия были заменены 120-мм.

Четыре бывших чилийских эсминца вошли в Королевский флот как тип Faulknor . А после войны три уцелевших эсминца вместе с линкором "Альмиранте Латторе" были обратно перепроданы Чили. Своеобразный ленд-лиз получился.Возвращенные Британией эсминцы в чилийском флоте были переименованы в тип Almirante Williams .

"Almirante Simpson" (c 8.1914 HMS "Faulknor", с 5.1920 "Almirante Williams") заложен 1913, спущен на воду 26.2.1914, вступил в строй 10.1914. сдан на слом 1933.

"Almirante Goni" (c 8.1914 HMS "Broke", с 5.1920 "Almirante Uribe") заложен 1913, спущен на воду 25.5.1914, вступил в строй 2.10.1914. сдан на слом 1933.

"Almirante Williams Rebolledo" (c 9.1914 HMS "Botha", с 5.1920 "Almirante Riveros") заложен 1914, спущен на воду 2.12.1914, вступил в строй 30.3.1915 . сдан на слом 1933.

"Almirante Riveros" (c 9.1914 HMS "Tipperary") заложен 1914, спущен на воду 5.3.1915, вступил в строй 6.1915. Погиб в Ютландском бою 1.06.1916.

Водоизмещение-1730 дл. т нормальное ,1993 дл. т полное . Длина 100,84 м (наибольшая) .Ширина 9,91 м .Осадка 3,66 м .Двигатели -6 ПК Уайт-Фостера, три ПТ Парсонса, 30 000 л. с., Движитель-3 винта. Скорость хода 31 узел . Дальность плавания 4205 миль на 15 узлах . Экипаж 160-205 человек . Вооружение-6 × 1 — 102-мм/45 орудий Mk. IV .4 пулемета. Минно-торпедное вооружение- 4 × 1 (2 × 2 «Бота» и «Типперери») 533-мм ТА

На британские приобретения установили «Пом-Пом» на крыше рубки между второй и третьей дымовыми трубами. В марте 1918 года «Брок» был перевооружен (2 — 120 мм и 2 — 102 мм).

На «Броке» и «Фолкноре» средняя пара орудий располагалась в районе 46 шпангоута. «Бота» и «Типперери» имели существенные отличия в схеме размещения вооружения. Они получили шестиугольное расположение орудий. «Брок» и «Фолкнор» получили четыре однотрубных 533-мм торпедных аппарата по бортам. Торпедное вооружение «Бота» и «Типперери» включало в себя два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата

Broke
Broke

С августа по сентябрь 1914 г. «Брок» и «Фолкнор» прошли модернизацию на верфи в Портсмуте. Из-за срочной необходимости в этих кораблях пришлось ограничиться лишь самым необходимым: для уменьшения задымления мостика на 6 футов (1,8 м) удлинили первую дымовую трубу; установили новую радиостанцию «тип 2» и полуторафунтовый зенитный «пом-пом» на крыше рубки между второй и третьей дымовыми трубами; площадь руля увеличили, как и мощность рулевой машины. Незначительно изменилось внутреннее расположение кают из-за увеличенного почти на 30 чел. экипажа. По этой же причине офицерский камбуз вынесли на верхнюю палубу, поместив его у основания четвертой дымовой трубы. Вместо запроектированных 450-мм торпедных аппаратов в диаметральной плоскости корабли получили четыре однотрубных 533-мм ТА, смещенных к бортам. Из-за возросшего в результате модернизации «верхнего» веса (в частности, новых ТА) пришлось наполовину срезать грот-мачту и уменьшить число плавсредств, отказавшись от одного из вельботов.

В сентябре работы на «Фолкноре» и «Броке» были завершены. С целью скорейшего ввода в строй Контролер Адмиралтейства приказал подвергнуть ходовым испытаниям по полной программе (6-часовые при нормальном водоизмещении и 2-часовые при полном) только «Брок». Остальные корабли предполагалось испытывать по упрощенной программе, ограничившись 4-часовыми испытаниями. В первых числах октября, после проведения пристрелки торпед, «Брок» прошел 6-часовые испытания на мерной миле. При водоизмещении 1700 т он смог показать среднюю скорость лишь 29,9 уз., недобрав более узла до контрактной, хотя мощность при этом соответствовала спецификации (30 096 л.с). При полном водоизмещении скорость падала до 28,3 уз. Столь разительное отличие по сравнению с итогами испытаний «Альмиранте Линча» объясняется как строительной перегрузкой «Брока», так и достаточно «тепличными» условиями, при которых «Линч» показал свои 31 уз. Водоизмещение последнего лишь незначительно превышало стандартное и составляло чуть более 1500 т. Кроме того, на «Броке» во время пробегов не использовалось нефтяное отопление. Неприятным открытием стала посредственная маневренность корабля .

Результаты ходовых испытаний заставили Адмиралтейство отказаться от плана использовать один из бывших чилийцев («Фолкнора») в качестве лидера 3-й флотилии эсминцев (корабли типа «L» с 29-уз. ходом), направив обоих вторыми лидерами в 1-ю и 2-ю флотилии, которые были укомплектованы более тихоходными эсминцами.

Поскольку «Фолкнор» и «Брок» по ряду позиций не соответствовали требованиям Адмиралтейства, предъявляемые к лидерам эсминцев, проект двух последних кораблей, находящихся на стапелях верфи «Уайт», решено было подвергнуть серьезной переработке. В ряду претензий Адмиралтейства к бывшим чилийцам в первую очередь отмечался неоправданно слабый бортовой залп, в котором не могла участвовать половина орудий ГК (напомним, что подобная схема расположения артиллерии ГК была вызвана желанием заказчика обеспечить возможность вести бой на оба борта). К недостаткам кораблей типа «Брок» относили и преимущественно угольное отопление котлов, от которого в Англии отказались еще на кораблях программы 1909/10 г. (тип HMS_Botha), начиная с которых все эсминцы этой страны имели чисто нефтяное отопление. Ограничились изменениями в расположении вооружения, хотя его общий состав остался практически таким же, как и на «Броке». На «Боте» и «Типперери» в носу и корме стояло лишь по одному 102-мм орудию вместо двух на предыдущей паре, высвободившиеся два орудия ГК поместились побортно за кормовой надстройкой. Благодаря подобному расположению бортовой залп повышался на одно орудие и сравнялся с английскими лидерами специальной постройки типа «Лайтфут». Однотрубные ТА, использовавшиеся на первых двух кораблях, были заменены на два двухтрубных того же калибра, что и позволило высвободить место на верхней палубе для иного расположения 102-мм орудий. Между третьей и четвертой дымовыми трубами смонтировали второй полуторафунтовый зенитный «пом-пом». Кроме того, вновь изменился состав плавсредств — исчез моторный катер, но вновь появился второй вельбот.

Работы на обоих кораблях велись весьма интенсивно — спущенные на воду в конце 1914 — начале 1915 г. «Бота» и «Типперери» были переданы флоту в марте и июне 1915 г. соответственно. Быстрота достройки кораблей отчасти объясняется тем, что по решению Адмиралтейства на них не была выполнена теплоизоляция и зашивка внутренних помещений. Испытания также проводились по сокращенной программе — скорость на 4-часовом пробеге «Боты» замерялась лагом и составила около 30 уз. .

Уже после сдачи флоту на всех четырех кораблях не совсем удачные полуторафунтовые «пом-помы» заменили на более совершенные 2-фунтовые (при этом на «Броке» и «Фолкноре» их число довели до двух). В 1917 гг. на оставшихся трех кораблях демонтировали прожектор с носовой надстройки, переставив на его место 7-футовый дальномер. По некоторым сведениям, одновременно корабли получили приборы управления огнем, аналогичные стоящим на эсминцах типа «.

В марте 1918 г. на проходящем ремонт «Броке» четыре концевых 102-мм орудия сняли и заменили двумя 120-мм орудиями на станках CP.VI. Первоначальные планы полностью сменить вооружение на шесть 120-мм оказались трудновыполнимы — ожидаемая перегрузка в 15 — 20 т опасно снижала остойчивость. Уже после окончания боевых действий, в 1919 г. перевооружение, аналогичное «Броку», провели на «Фолкноре» и «Боте».

HMS_Botha
HMS_Botha

В Ютландском сражении приняло участие только три бывших чилийских лидера, т.к. «Бота» в это время находился в плановом ремонте. «Типперери» являлся флагманом 4-й флотилии , в состав которой в качестве второго лидера входил «Брок» . Флотилия насчитывала 17 эсминцев типа «К» (Водоизмещение 935—957 т, скорость хода — 29 уз., вооружение три 102-мм орудия и два однотрубных ТА). «Фолкнор» возглавлял 12-ю флотилию, состоящую из второго лидера «Марксмэн» (Тип "Лайтфут", водоизмещение 1604 т, скорость хода — 34,5 уз., вооружение четыре 102-мм орудия и два двухтрубных ТА) и 14 эсминцев типа «М» (Водоизмещение 1025 т, скорость хода — 34 уз., вооружение три 102-мм орудия и два двухтрубных ТА). Обе флотилии, и 4-я и 12-я, находились при главных силах Гранд Флита и, в соответствии с походным ордером, образовывали завесу вокруг следующих шестью колоннами линейных кораблей (за исключением четырех эсминцев 4-й флотилии, которые были приданы линейным крейсерам адмирала Худа, действовавшим самостоятельно).

В ходе вечернего сражения эсминцы завесы ,чтоб не мешать своими дымами линейным силам Гранд-Флита отошли в сторону и в бою не участвовали. С наступлением темноты Джеллико, считавший, что германский флот отходит почти строго на юг, повел свои корабли на SSO в расчете встретить противника южнее Хорнс-Рифа на рассвете 1 июня и продолжить бой. Однако столкновение произошло гораздо раньше. В наступившей темноте на английских кораблях не заметили приближения германского флота .

-5

С наступление сумерек британским эсминцам была дана команда занять положение в 5 милях за своими линейными кораблями. По непонятной причине они не только не получили приказ атаковать германский флот, но вообще не были поставлены в известность о его местоположении и общей обстановке. 56 эсминцев из состава 4-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13-й флотилий следовали пятью группами общим курсом 167 градусов со скоростью 18 уз. Крайней справа находилась 11 -я флотилия с легким крейсером «Кастор» во главе. Около 22.00 эта группа имела жаркую стычку с германскими легкими крейсерами. Т.к. на английском флагмане сразу была выведена из строя радиостанция, он не успел отдать приказ своим эсминцам выйти в торпедную атаку. По этой же причине штаб Гранд Флита не сразу узнал, что германский флот вступил в контакт с замыкающими ордер английского флота эсминцами. Сообщение об этом достигло Джеллико лишь почти час спустя, совсем незадолго до того, как голова колонны германских линейных кораблей столкнулась с 4-й флотилией эсминцев (к этому времени ее состав уменьшился на пять единиц), следующей к западу от 11-й флотилии.

Флотилия шла растянутой кильватерной колонной с головным «Типперери». За ним следовали четыре эсминца 1-й полуфлотилии, далее второй лидер «Брок» и шесть эсминцев 2-й полуфлотилии. Около 23.10 с «Типперери» заметили на правом траверзе корабли, следующие сходящимся курсом. Предполагая, что это скорее всего корабли соседней 11-й флотилии, командир лидера лишь спустя двадцать минут, в 23.30, дал опознавательный сигнал, когда расстояние между колоннами уменьшилось всего до полумили. В этот самый миг судьба «Типперери» была решена. На неизвестных кораблях зажглись боевые прожектора, и на флагмана 4-й флотилии обрушился огонь 150-мм противоминного калибра шедших головными «Вестфалена», «Нассау» и «Рейнланда». Первый же залп попал в мостик «Типперери», уничтожив всех находившихся там. Второй разрушил главный паропровод, лишив корабль хода, вся кормовая часть корпуса окуталась паром. «Вестфален» обрушил на эсминец просто шквал огня, выпустив за короткое время 92 снаряда калибром 150 мм и 45 снарядов 88 мм. Загорелась нефть в носовом топливном танке. Лидер вышел из строя вправо (т.е. в сторону противника), быстро теряя ход, и окончательно остановился в 23.35.

«Типперери»
«Типперери»

В течении первых минут боя «Типперери» понес большие потери среди личного состава , однако неповрежденные кормовые 102-мм орудия вели беглый огонь по германским дредноутам, правда без особой надежды нанести им сколь-нибудь заметный ущерб.

«Типперери» отважно сражался, но вспыхнула нефть, и пожар охватил весь корабль огненным ореолом. Возле орудий в кранцах один снаряд взрывался за другим. В носовую часть попадали снаряд за снарядом, но расчет кормового орудия продолжал вести огонь, пока не погиб последний матрос».

На немецких кораблях вскоре погасили прожектора, но незадолго до этого с «Типперери» почти в упор выпустили две торпеды из торпедного аппарата правого борта, правда, безрезультатно. Хотя корабль продержался на плаву еще некоторое время, спасти из его команды удалось лишь 10 чел.

В это время остальные корабли 1-й полуфлотилии — «Спитфайр», «Спарроухок», «Гарленд» и «Контест» пытались отвлечь внимание противника от своего поврежденного флагмана, открыв частый огонь из 102-мм орудий и выпустив 5 торпед. Один из них, «Гарленд», направился к «Типперери», что бы оказать последнему посильную помощь. К сожалению, из-за неразберихи первых минут боя и отсутствия четких инструкций корабли 2-й полуфлотилии почти ничего не предприняли, что бы помочь своим товарищам. «Брок» неприцельно выпустил торпеду из торпедного аппарата правого борта и отвернул в сторону от противника, но вскоре вернулся на прежний курс. Остальные эсминцы полуфлотилии последовали за лидером, не открывая огня (за исключением концевого в колонне «Юнити», который обстрелял два корабля, принятые им за германские эсминцы) и не прибегнув к торпедам. Англичане лишились отличной возможности произвести массированный (не менее дюжины торпед) залп. Противники потеряли визуальный контакт.

Внезапное столкновение с английскими эсминцами вынудило головные корабли германской колонны повернуть более чем на 90 градусов. В ходе этого маневра шедший четвертым линкор «Позен» столкнулся с легким крейсером «Эльбинг», который впоследствии затонул.

Почти сразу после поворота, приведшего к гибели «Эльбинга», германский флот лег на прежний курс. Т.к. одновременно на прежний курс лег и «Брок» со своим дивизионом, уже спустя пять минут после потери контакта противники столкнулись вновь. Около 23.40 одновременно увидевшие друг друга «Брок» и германский крейсер «Росток» дали опознавательные, после чего бой возобновился с новой силой. «Росток» быстро пристрелялся, к нему присоединились линкоры. Менее чем за минуту «Броук» был превращен в руину, 42 человека погибли, 6 пропали без вести, а 34 были ранены. Капитан «Брока» дал команду произвести выстрел из второго ТА правого борта и одновременно приказал изменить курс на 20 градусов влево. Во время перекладки руля корабль получил попадание, которое разрушило нижний мостик и вызвало сильные повреждения в носовом котельном отделении. Руль заклинило, торпеду выпустить не успели, в корабль один за другим попало еще несколько снарядов. В довершении всего, шедший вторым «Спарроухок» (потерявший свой дивизион и вступивший в кильватер «Броку» всего за несколько минут до этого) не сразу заметил поворот лидера и оказался у него под форштевнем. «Брок» врезался в эсминец в районе полубака почти под прямым углом, получив серьезные повреждения носовой оконечности. К счастью для обоих экипажей, германская колонна в очередной раз отвернула, и поврежденные корабли вскоре вышли из-под обстрела.

4-я флотилия, уже без своих вышедших из строя лидеров, еще раз вступала в контакт с германским флотом, в очередной раз безуспешно. К сожалению для англичан и к счастью для немцев, эсминцы Гранд Флита имели очень низкую подготовку для действий в ночных условиях и не имели конкретной боевой задачи по атаке вражеского флота. В результате слыша звуки боя и видя вспышки выстрелов и взрывов, идущие невдалеке от 4-й флотилии другие английские эсминцы не сделали никакой попытки прояснить обстановку.

Тем временем германский флот упорно придерживался генерального курса SO, последовательно перекрещивавшегося с курсом английских минных флотилий, и это привело к тому, что в ходе ночи произошел еще ряд столкновений между противниками.

Пожалуй, наибольший успех к англичанам мог прийти около двух часов ночи, когда в соприкосновение с Флотом Открытого моря вступила 12-я флотилия во главе с «Фолкнором». В 1.45 с него заметили корабли, идущие курсом SO, которые сразу были определены как германские. Командир флотилии кэптен Стерлинг на «Фолкноре» отдал приказ лечь на параллельный курс, увеличить ход до 25 уз. и приготовиться к торпедной атаке, но в этот момент противник отвернул, и контакт был потерян. Примерно представляя курс германской колонны, Стерлинг повел свои корабли строго на юг, намереваясь обогнать противника и лечь на встречный курс. В 2.00 «Фолкнор» повернул назад и почти сразу натолкнулся на немцев. Последние не сразу опознали в появившихся кораблях неприятеля, что позволило англичанам выйти в атаку и пустить первые торпеды до открытия огня («Фолкнор» пустил одну торпеду в «Кронпринц», вторую — в «Гроссер Курфюрст»). Из 12 торпед с четырех кораблей в цель попали две, обе в броненосец «Поммерн». Остальные германцы счастливо избежали попаданий, хотя в некоторых случаях это было чистой воды везением. Атака «Фолкнора» была поддержана далеко не всеми эсминцами флотилии, в противном случае потери Флота Открытого моря могли оказаться куда тяжелее.

-7

Роль «Фолкнора» в Ютландском сражении не ограничивается храброй торпедной атакой — если бы сообщение, посланное Стерлингом на флагманский корабль Гранд Флита «Айрон Дюк» дошло до адресата, адмирал Джеллико мог исправить ошибку в оценке курса германского флота и конечной цели его маршрута. Когда Стерлинг выходил в атаку, немецкий флот уже прошел под кормой у Гранд Флита и находился восточнее, т.е. его путь к входному фарватеру у Хорнс-Рифа был свободен. Получи на «Айрон Дюке» сообщение с местом и курсом немецкого флота, у англичан еще оставалась возможность исправить свою ошибку, но увы — по непонятным причинам Джеллико так ничего и не узнал. Последствия известны — немцам удалось улизнуть.

Для бывших «чилийцев» результаты Ютландского сражения таковы. Погибший «Типперери» получил неустановленное число попаданий снарядов калибром от 88-мм до 150-мм и затонул почти со всем экипажем — погибло 185 из 195 человек, включая командира. «Фолкнор» повреждений не имел. В «Брок» попало девять снарядов, вызвавших большие разрушения, потери личного состава составили 47 человек убитыми и 36 — ранеными, т.е. более трети экипажа. Из всех поврежденных в ходе боя английских кораблей, «Брок» ремонтировался дольше всех — восстановительные работы на нем удалось завершить только 31.8.1916.

Комиссия Адмиралтейства, разбиравшая итоги боя и, в частности, действия эсминцев, пришла к неутешительному для "чилийцев" выводу об их непригодности для использования в качестве лидеров. Было обращено внимание на ряд игнорируемых ранее недостатков, таких, как низкая скорость, неудачное расположение торпедных аппаратов и архаичное для 1916 г. угольное отопление. Кроме того, гибель «Типперери» и тяжелые повреждения «Брока» выявили низкую живучесть этих кораблей. По итогам работы комиссии было принято решение о замене в Гранд Флите всех лидеров типа «Фолкнор» типом «Паркер». Последние начали поступать на флот в конце 1916 г., и до этого момента «Брок», «Фолкнор» и «Бота» служили со своими флотилиями.

Зимой 1916/17 г. они вошли в состав сил прикрытия знаменитого Дуврского патруля. Основная задача эсминцев, базировавшихся на Дувр, заключалась в охране дрифтеров, обслуживающих противолодочное заграждение. Это заграждение, известное как Дуврский барраж, препятствовало проходу подводных лодок через Ла-Манш в Атлантику. . Немцы весной 1916 г. сформировали полуфлотилию эсминцев «Фландрия» (впоследствии развернутую во флотилию), с базой на Остенде, а с осени того же года для действий перед входом в Ла Манш начали выделять одну — две флотилии эсминцев из состава Флота Открытого моря-они совершали внезапные налеты на барраж,топя дрифтеры и британские эсминцы.

Для исправления ситуации состав сил прикрытия в конце 1916 — начале 1917 г. был существенно усилен. Помимо трех бывших чилийцев на Дувр начали базироваться новые эсминцы, к патрулированию больше стали привлекаться французские корабли. Вскоре это принесло первые результаты — 20.4.1917 произошел первый бой между германскими рейдерами и кораблями прикрытия барража, в котором победа (по крайней мере по очкам) оказалась на стороне англичан.

Вечером 20 апреля из Зеебрюгге для рейда в Дуврском проливе вышла группа из 12 эсминцев. Разделившись на два отряда, германские корабли обстреляли Дувр и Кале. На отходе отряд из шести эсминцев, который обстреливал Дувр, наткнулся два лидера, «Свифт» и «Брок», патрулировавших на пути вероятного отхода противника.

"Брок" таранит германский эсминец
"Брок" таранит германский эсминец

Оба корабля выпустили по одной торпеде в шедший предпоследним в германском строю G-85, одна из них попала, но чья — до сих пор не ясно. В это время «Свифт» открыл огонь из своего 102-мм бакового орудия. Вспышка от выстрела ослепила всех на мостике, и потерявший на несколько секунд управление корабль проскочил под кормой у G-42 и, продолжая циркуляцию влево, вышел на параллельный германской колонне курс, продолжая вести беглый огонь по противнику. Однако, получив большую пробоину в носу, он принял много воды, и его скорость стала быстро падать. В это время следующий за «Свифтом» «Брок» увидел справа по носу G-42. Капитан лидера Эванс скомандовал идти на таран. Удар пришелся германскому эсминцу позади второй дымовой трубы. Из-за большой скорости столкнувшихся кораблей (у G-42 — 30 уз., у «Брока» — 27 уз.) их начало поворачивать против часовой стрелки. Этого не учли поглощенные боем офицеры английского корабля, поэтому когда они увидели вражеский миноносец по правому борту, они приняли его не за G-85, а за совершенно новый корабль, видимо, идущий в колонне за только что тараненным ими G-42. В эсминец пустили торпеду, вторично попав в G-85. В результате этой неразберихи капитан «Брока» рапортовал о потоплении трех эсминцев: одного торпедой с левого борта, второго — торпедой с правого борта, третьего — тараном.

Освободившись от G-42, «Брок» предпринял попытку нагнать «Свифт», однако повреждения форштевня и главного паропровода вызвали сильное падение скорости. К тому же лидер горел в нескольких местах и имел в общей сложности 32 попадания. «Брок» направился к G-85, который несмотря на два торпедных попадания и близкую гибель открыл огонь по английскому кораблю из кормового 105-мм орудия. «Брок» выпустил по немцу несколько снарядов и торпеду. Стрельба прекратилась, но G-85 затонул лишь спустя некоторое время.

Последнее напряжение окончательно доконало поврежденный паропровод, и лидер лишился хода. К счастью, из Дувра подошла подмога, и «Брок» на буксире эсминца «Ментор» вернулся в базу. В ходе боя экипаж корабля потерял 21 человека убитыми и 36 — ранеными. Ремонт боевых повреждений занял два месяца.

Почти год спустя, ранним утром 21.3.1918 совместное англо-французское соединение, состоящее из четырех эсминцев с лидером «Бота» во главе, столкнулись с немецкими эсминцами, возвращавшимися после обстрела Дюнкерка. «Бота» таранным ударом разрезал пополам малый миноносец А-19. В результате столкновения на лидере оказалось поврежденным рулевое управление, он выкатился из кильватерной колонны и потерял свое соединение. Когда же спустя несколько минут на английском и французских кораблях увидели большой эсминец, следующий встречным курсом с потушенными огнями, он был расценен как немецкий, и с «Моррис» (Англия) и «Капитен Мель» (Франция) были пущены торпеды. «Бота» (а это был он) получил попадание в кочегарку и встал без хода. С большим трудом лидер на буксире был отведен в Дюнкерк.

После окончания войны «Брок», «Фолкнор» и «Бота» прошли восстановительный ремонт, в мае 1920 г. проданы Чили и переименованы в «Альмиранте Урибе», «Альмиранте Вилиамс» и «Альмиранте Риверос» .

Попавшие ,по воле случая,в британский флот чилийские эсминцы не вписались в тогдашнюю структуру Гранд Флита,по формальным признакам будучи назначены лидерами,хотя на эту роль и не предназначались.Основной недостаток- смешанное отопление котлов,что отличало их от современных британских эсминцев в своих флотилиях.Плохая маневренность,не принципиальная на чилийской службе,мешала согласованным действиям с вверенной флотилией,а специфическая схема расположения артиллерии также не подходила для эскадренной тактики Гранд Флита.

В итоге,несмотря на попытки модернизаций, «Брок», «Фолкнор», «Бота» и «Типперери» так и не стали полноценными лидерами — как только появилась возможность заменить их более совершенными кораблями типов «Лайтфут» и «Паркер», они исчезли из состава флотилий Гранд Флита.

Тем не менее "Фолкноры" записали на свой счет несколько побед и ,что надо отметить,дважды пользовались тараном,что говорит и о прочности корпуса и о храбрости экипажей.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам