Давайте сразу к сути. Главная мысль, которая сразу возникает при попытке ответить на этот вопрос: «Дизайн – это что-то прикладное. Предмет должны использовать» – Да и еще раз да. Но исторически так сложилось, что функционализм в дизайне - вещь опциональная.
Знаменитая ваза-холодильник Чарльза Кендлера, созданная в 1734-35 гг. из высокопробного серебра весит, на минуточку, 220 кг. Ею, разумеется, пользовались. И, как известно, не всегда по назначению, судя по подсохшим остаткам щей, приготовленных пару-тройку веков назад. Удобно ли было передвигать эту здоровую лохань (1 м 69 см в длину и 98 см в высоту) вместе с каким бы то ни было содержимым? – Очень вряд ли.
Является ли этот предмет искусством в нашем восприятии сегодня? – Безусловно! И не только потому, что он гордо расположился на экспозиции английского искусства Государственного Эрмитажа.
Эта работа – полет творческой мысли, порождение высокого мастерства художника, проявленного в работе с металлом.
Соседствует она с таким же дизайнерским, как бы мы сейчас это назвали, сервизом «с лягушкой», созданным по заказу Екатерины II английской мануфактурой «Веджвуд и сыновья» в количестве 994 предметов. Не эрмитажный ярлычок делает этот сервиз произведением искусства. На первый план тут снова выходят мастерство и уникальность творческой мысли.
Обращаясь к истории развития дизайна в современном его понимании, мы увидим, что работы одного из родоначальников дизайна, мастера эпохи Модерна Чарльза Ренни Макинтоша стали частью экспозиции одноименного музея в Шотландии, и, кроме того, частью истории европейского искусства.
Вопрос, конечно, дискуссионный. Но время показывает, что дизайн, прошедший проверку временем, с легкостью пересекает эту границу «прикладного» предмета и приобретает статус полноправного предмета искусства.
А что скажут о нашем современном дизайне через сто - двести лет?