В конце XIX века Гамбургский грузовой порт St. Pauli, располагавшийся на правом берегу Эльбы, уже не справлялся с объёмом перегружаемых грузов, и его начали расширять за счёт земель на обратной стороне реки - в районе, называвшемся Штайнвердер. К 1895-му году во вновь открытой части порта трудилось уже 20 тысяч докеров, которым необходимо было как-то попадать на работу на другой берег. Паромы, курсирующие поперёк русла реки, стали помехой и угрозой для передвижения грузовых судов и пассажирских лайнеров, приходящих в порт Гамбурга. Так же паромы были очень зависимы от погоды и, например, в период ледохода вовсе не могли выходить. В то же время если преодолевать это расстояние по суше, в объезд, понадобилось бы проехать 12 километров.
Отсутствие возможности комфортно и быстро добраться к месту работы и обратно постепенно привело к росту недовольства рабочих нового порта. Всё хуже и хуже паромы справлялись со своей задачей. Количество рабочих постоянно росло, а с ним и многочасовые очереди на переправу. Случилось несколько несчастных случаев, связанных со столкновениями паромов и морских судов. Всё это в конце концов привело к стачке докеров 1896 года.
Рассматривалось несколько вариантов решения проблемы. Мост, позволяющий проходить океанским судам, должен был быть в высоту не менее 55 метров. И технически, и материально такую постройку Гамбург бы не потянул. Исследовался еще вариант канатной дороги, но в 1901 году гамбургский Сенат принял решение о строительстве тоннеля под руслом реки Эльбы по примеру тоннеля под рекой Клайд в Глазго. Для тоннеля было выбрано одно из самых узких мест Эльбы - протяжённость его составила 426,5 метров.
В 1907-м году началось строительство. Оно было сложным, затратным, привело даже к нескольким человеческим жертвам-ввиду сложности производимых подводных работ с использованием высокого давления.
К 1911 году работы были закончены. Всего на строительство тоннеля было нанято 4400 рабочих. Общая цена сооружения составила 10,7 млн. золотых марок. Впрочем, не смотря на гигантскую цену, тоннель полностью себя окупил. Имея пропускную способность до 14 тыс. человек в час, он на протяжении десятков лет переправлял на другой берег до 20 млн. человек ежегодно.
Перед открытием тоннеля встал вопрос о цене переправы через него. В итоге было решено, что проход людей будет совершенно бесплатным, а вот за проезд автомобиля или экипажа придется заплатить, как и за провод собаки.
Только в 1970-е годы, с постройкой нового и современного тоннеля под Эльбой нагрузка на старый стала уменьшаться, да и совершенствование логистики порта привело к уменьшению численности работавших там докеров.
Но тем не менее, и сейчас старый тоннель успешно выполняет свои задачи. Каждый год с его помощью Эльбу пересекает 220 тыс. автомашин, 60 тыс. велосипедов, 700 тыс. пешеходов. Для автомашин тоннель открыт в дневное время по будням, цена проезда составляет 2 евро, а для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглые сутки и по-прежнему совершенно бесплатно.
С 2003 года сооружение находится под охраной государства как историко-культурный памятник. Ежегодно, по традиции, в нём проводятся марафонские забеги, а иногда бывают различные художественные выставки.
Для того, чтоб попасть в тоннель не нужно пользоваться никакими специальными подъездными путями: люди и автомобили перемещаются вниз с помощью лифтов. Особенно впечатляют грузовые лифты, где одновременно могут разместиться и автомобиль, и пассажиры. Спускались в тоннель мы на пассажирском-он вполне себе обычный. А вот поднимались уже на грузовом, и я даже не поняла сразу, что мы уже в нём- всё стояла ждала, когда же и где откроются двери. Вот так он выглядит:
Посетить тоннель под Эльбой любопытно и с ознакомительной точки зрения — не каждый день видишь такие интересные образцы инженерной мысли, а так же и с эстетической-с обратной стороны реки открываются живописные виды на порт и город с его достопримечательностями.
Пользоваться старым тоннелем не только интересно, но и совершенно безопасно - за порядком внутри постоянно следят специально обученные сотрудники, которые почти никогда не покидают свой пост :)
Продолжение о Гамбурге следует...
Если вам интересна эта тема, предлагаю почитать по ссылкам ниже другие статьи об этом городе:
ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ КАНАЛА и немного об авторах
Не стесняйтесь нажимать 👍 и подписываться на канал - у меня ещё много историй 😜