Успешность продвижения сайта зависит от понимания алгоритмов работы поисковых систем. Мы постараемся просто и понятно рассказать о том как работает крупнейший российский поисковик - Яндекс, который уже в 2012 году ежедневно имел аудиторию из 48,9 млн пользователей и имел долю в 60,5% всех поисковых запросов в России, по данным Liveinternet.
Задачи поисковиков
Неизменная задача поисковиков – помощь пользователям найти лучший ответ на возникший вопрос. Чем точнее результаты выдачи, тем выше доверие к поисковой системе. И следовательно, чем больше посетителей, тем выше доход компании за счет контекстной рекламы*.
*контекстная реклама - это платные объявления, которые находятся в начале результатов поиска
Яндекс имеет собственную огромную базу данных, которая содержит триллионы адресов сайтов. Каждый день он отвечает на миллиарды запросов. Но делает это не вручную. Ему помогают роботы-пауки или краулеры. Именно они заходят на страницу, анализируют содержимое и делают копию на сервер. Затем, переходят на следующие страницы и проводят такую же индексацию.
Работают краулеры по строгому алгоритму, который постоянно обновляется. Разработчики Яндекса совершенствуют поисковик – он все больше ориентируется на интересы посетителей и другие поведенческие факторы. Если 5 лет назад для поисковой SEO-оптимизации специалисты превращали тексты в нечитаемое полотно, напичканное ключевыми словами, то сейчас пишут полезные и интересные статьи для людей, с небольшим естественным количеством запросов.
Алгоритм анализа и выдачи простыми словами
Схема анализа сайта в Яндексе постоянно обновляется. С каждым годом выходят новые фильтры и запускаются алгоритмы, которые блокируют некачественные ресурсы или запрещенный контент. В таких ситуациях владельцам сайтов приходят информационные сообщения в Вебмастер, а сам сайт теряет десятки позиций в поиске. Но это уже отдельная история.
Тем не менее, обновления не меняют сути работы поисковика. Ее можно поделить на 3 шага:
- Поиск новых страниц.
- Индексация.
- Определение релевантности запросу и ранжирование данных.
Разберем каждый шаг отдельно.
Поиск новых страниц и сайтов
Работу выполняет так называемый «паук». Он ищет новые сайты и вносит их адреса в базу данных. Найти новый сайт краулер сможет если на него ссылается какой-нибудь сайт, который уже есть в базе данных. Во время очередного обновления базы, поисковик заметит новую ссылку и заинтересуется новым ресурсом.
Идет он от главной страницы сайта по всем разделам, карточкам товаров, рубрикам. Как только сканирование завершено, паук уходит к следующему ресурсу.
Ускорить работу и "прикормить" паука можно специальными расширениями, которые устанавливаются на сайт. Так, существует файл Robots.txt и специальные карты Sitemap.xml. По их установке есть отдельные инструкции для каждой платформы.
Индексация
Паук собрал все сведения о страницах в базу данных. Теперь ее нужно отсортировать, проиндексировать. Этот процесс проходит практически одновременно с первым. В ходе индексации оценивается качество текстов и изображений, отсеиваются неуникальные и бесполезные материалы. Также робот учитывает время загрузки сайта, его ссылочный профиль и еще множество факторов.
Ускорить индексацию можно через сервис Вебмастер от Яндекса. Вы можете отправить новую страницу на оперативную индексацию или попросить "паучка" обойти обновленный сайт. Вебмастер помогает отследить ошибки, а также какие страницы уже попали в базу данных поисковика.
Релевантность и ранжирование
Сайты сортируются в базе данных по ключевым запросам. Поисковые роботы оценивают, насколько близка информация с ресурса к запросам пользователя. Вычислить самые популярные запросы бесплатно помогает сервис Яндекс Вордстат, а также другие платные и бесплатные онлайн-сервисы.
Веб-мастера и seo-специалисты всегда следят за обновлениями работы поисковиков и алгоритмов ранжирования. Так, последняя версия от Яндекса выпущена в ноябре 2018 года под названием «Андромеда».
В «Андромеде» усовершенствована формула ранжирования. Теперь значение имеет удобство, наличие постоянной аудитории, баланс нужного и рекламного контента. Добавились значки для сайтов: "подтвержденные аккаунты", "популярные сайты", "выбор пользователей".
Как улучшить позицию в выдаче?
Для быстрого попадания сайта в поисковые системы необходимо учитывать их алгоритм работы. А также внедрять:
- Файл Robots.txt, использовать Sitemap.xml для ускорения индексации.
- Писать полезные оптимизированные тексты.
- Проверять удобство ресурса, подключать к нему Webmaster от Яндекса для анализа ошибок.
- Добавлять ссылки на соцсети по мере роста сайта для повышения лояльности «Андромеды» от Яндекса.
- И другие факторы, увеличивающие лояльность поисковика к сайту. Мы рассмотрим их более подробно в следующих статьях.
Эта статья полезна для вас? Хотите узнать подробнее об этапах работы поисковиков? Пишите вопросы в комментариях. Мы обязательно на них ответим!