Найти тему
Олег Цендровский

# 54. Каковы основные направления нашего творчества и развития?

Аудиоверсия текста (ссылка кликабельна)

Люди постоянно озабочены так называемыми «поисками себя», и если попробовать расшифровать эту расплывчатую формулировку, они ищут то, что могли бы по-настоящему полюбить. Тут с самого начала кроется серьёзная ошибка, поскольку по умолчанию предполагается, что пока таковой объект не найден, эта способность должна находиться в режиме ожидания. Философы и богословы, мистики и поэты, размышлявшие о природе любви, знали, что так быть не должно и не может. Истинная любовь предшествует объекту и потому не требует его поисков: она не специфична и представляет собой общий настрой личности, наше отношение к миру в целом. Когда человек сосредотачивает своё чувство на каком-то конкретном человеке, занятии или опыте, но при этом черств и равнодушен к прочему, мы не можем говорить здесь об этой высшей форме любви. Это скорее эгоистическая привязанность, зависимость, привычка или просто поведенческое предпочтение. В них нет ничего дурного, однако они не способны стать фундаментом для здоровой и плодотворной человеческой жизни. Разве последняя мыслима, если мы задействуем свои высшие возможности только по случаю, если наш дух остаётся холоден и работает на сбавленных оборотах остальную часть времени?

Сказанное справедливо и для творчества, которое есть ни что иное как деятельное проявление любви, способ её объективации. Оно есть меняющее реальность естественное высвобождение присущей нам экспансивной жизненной энергии и потому предшествует объекту и конкретному направлению. Основной объем положительных эмоций, которые мы можем испытать, чувство смысла и перемены мира к лучшему связаны именно с этим процессом реализации трансформирующей действительность воли. По своей природе он не предполагает долгих пауз и остановок, так что ошибочно думать, будто нужно выжидать и резервировать созидательный потенциал для чего-то ещё не обнаруженного. Независимо от того, в какой ситуации пребывает каждый из нас, человек оказывает себе дурную услугу, если пренебрегает уже наличествующим и не направляет себя всецело на что-то в пределах его досягаемости. Это не означает, что все пути одинаковы и мы не должны стремиться к тому, что подходит нам больше. Однако пребывая в самих этих поисках, мы должны полноценно проявлять творческую энергию здесь и сейчас. В силу того, что созидание представляет собой накопительный процесс и требует концентрации, неразумно, впрочем, растрачивать её равномерно на множество разных целей. Как писал Ницше в письме к Эрвину Роде (1882 г.), «мы должны вкладываться во что-то целое, иначе множество незначительных целей раздробит нас на осколки».

I. Дело

Желая предотвратить раскол личности и пожать от своих трудов наиболее обильные плоды, на каждом этапе необходимо иметь подобное «целое», даже если мы и не сможем пронести его и любовь к нему через всю жизнь – что, конечно, замечательно, но не обязательно. Этот приоритетный вектор реализации творческой силы можно назвать «делом», имея в виду оттенок значения, что заявляет о себе в словосочетании «правое дело» или «благое дело». В английском, к примеру, этот смысл передаётся словом cause, подразумевающим задачу значимую и даже возвышенную, и это не случайно. Воля человека лишь тогда оказывается достаточно удовлетворена, когда вырывается за пределы нашего маленького Я и получает возможность наложить свою печать на широкий контекст действительности, произвести в нём некую существенную перемену к лучшему. Нам нужен простор для движения и бесконечный горизонт, и он есть не только в столь грандиозных сферах, каковыми являются наука, искусство или политика. Всякая деятельность при серьёзном отношении к ней имеет свернутую внутри бесконечность перспектив расширения и ступеней совершенства.

Трудясь на ниве коммерции и бизнеса, мы можем задаться целью создать процветающую компанию, вкладывая часть выручаемых средств в положительную трансформацию окружающей действительности и участи живущей в ней людей. Примечателен в этой связи тот факт, что самые известные, умные и счастливые богачи на нашей планете крайне озабочены благотворительными и социально-культурными проектами и тратят на них немыслимые суммы. Дело не в том, что они так добры и сердобольны: они чувствуют, что как раз здесь, а не в яхтах и дорогой одежде, кроется то высочайшее наслаждение, что можно купить за деньги – попробовать что-то изменить. Эти люди достаточно эгоистичны и амбициозны, в самом хорошем смысле этих слов, чтобы понять: тратить деньги и усилия лишь на себя и своё окружение означает обладать невероятно скудным воображением и какой-то патологической скромностью. Те, кто всю жизнь льют воду на мельницу своего мелкого интереса, не эгоистичны, а просто глупы: всякая здоровая и свободная воля при первой возможности вырывается за эти тесные пределы.

Не имеет значения, какая стезя избрана человеком или на какую его толкнула судьба, будь то учёный, сантехник, фермер, учитель или предприниматель. Если он делает её своим делом, вкладывает в неё сердце и творчески осваивает, то ему открывается безграничный горизонт развития, бесчисленные варианты переходов в смежные области и несомненная возможность ощутимо участвовать в общей судьбе человечества. Осознание того, каким именно переменам в мире мы хотели бы способствовать, и наличие приоритетного вектора высвобождения созидательной энергии является фундаментом жизни человека. Этим он снимает вопрос скуки и обыкновенно обеспечивает материальный достаток, положение в обществе и уважение окружающих. В деле он обретает единственное подобие искомого смысла бытия и антидот от абсурдной погони за всё новыми объектами потребления и развлечения. Большинство ошибочно выстраивают свою жизнь именно вокруг количественных приращений и эмоций – более того, они непрестанно сожалеют, что недостаточно на своём веку потребляли и радовались. Но сожалеть, что тебе в жизни досталось мало подобных радостей, столь же нелепо, как сожалеть, что ты мало за жизнь съел. От скушанных обедов, будь они кашей на воде или запечённым в чёрной икре камчатским крабом, не остаётся ничего, кроме пригоршни распадающихся воспоминаний и упущенных через них возможностей. Они представляются желанными, лишь когда мы не познали альтернативы – того, что действительно существенно: каких противостоящих времени метаморфоз в самих себе мы добились, как мы научились пребывать в настоящем моменте и продвинулись на избранном поприще.

II. Саморазвитие

Вкладывая себя в нечто внешнее и меняя его, мы растём и меняемся сами, структурируем собственную личность и бытие. Дело человека, в отличие от прочих объектов любви, редко способно предать и быть исчерпанным, а потому является надёжным якорем и островком постоянства в этой довольно хаотической вселенной. Если же мы вдобавок находим такой набор целей и такое занятие, что пройдут через всю нашу оставшуюся жизнь, то последняя обретает эстетическое совершенство. У неё появляется связный сюжет и законченность, и мало есть явлений более красивых, чем такая жизнь – цельная, упорядоченная и устремлённая по одной траектории.

Разумеется, саморазвитие не есть лишь эффект внешней созидательности; это самостоятельная и основополагающая форма творчества, которая закладывает условия для всех остальных его форм и выводит мироощущение на качественно новый уровень. Мы сами есть наше главное произведение, и при всяком получаемом опыте жизни первую роль играет не то, каков этот опыт, какова его фабула, а кто его переживает. Сознание индивида или проливает свой свет на окружающий мир, или погружает его во мрак; или сплющивает и обедняет своей неуклюжестью, или же обогащает и раскрывает проницательной осведомлённостью. Самые щедрые дары судьбы, дивные ландшафты, уникальные переживания и приключения будут бестолку стучаться в глухие дверцы сознания ограниченного человека. Дверцы эти столь малы и так туго отворяются, что едва пропускают что-то внутрь – да и их там всё равно никто не ждёт. Меняя внутреннее, мы меняем и внешнее, совершенствуем и наполняем его, так как граница между ними размыта, если о ней вообще можно говорить. Это ключ и к творческой полноте, и к полноте самого проживания бытия, о чем уже неоднократно шла речь. У нас, следовательно, всегда должно быть сформированное представление и конкретный план в отношении внутренних перемен, которых мы хотели бы добиться. Какие знания и навыки нужно приобрести? Какие черты характера и привычки ума и поступка необходимо воспитать или же, напротив, побороть? Как мы хотим чувствовать себя, выглядеть и что требуется сделать со своим образом жизни ради этого?

В процессе самосозидания человек достигает повышенной внутренней ясности: касательно того, как он устроен, чего хочет, куда стремится и что ему делать дальше. Он постигает свои ограничения и возможности и сверх того свою настоящую ценность. Во «Введении в философию» Артур Шопенгауэр делает следующее справедливое наблюдение: «Чувство собственной негодности, – пишет он, – представляет собою не только самое большое, но и единственное истинное духовное страдание: все другие духовные страдания могут быть не только исцелены, но и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, может совершенно спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы до отчаяния, – он может без радости и без друзей быть самодостаточным и опираться на себя, – столь могучим является то утешение, которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной ценности, – и потому его надо предпочитать всем благам в мире. Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства, или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое – ненадолго». Лучшим же способом обрести подлинную уверенность в себе и в своей ценности, обрести умножаемые ими покой и счастье является работа над собой.

III. Отношения с другими людьми

Человек рождён существом общественным и находится в постоянном окружении других, будь то их реальное физическое присутствие или же лишь воображаемое. Мы обладаем потребностями, которые могут быть удовлетворены только извне. Мы занимаем определённое место в социуме, будучи связаны с ним своими страхами и надеждами. Мы биологически запрограммированы на социальную самореализацию, хотя, нужно признать, необходимость взаимодействия и потребность в компании у разных людей различна. Для существования абсолютного большинства, в любом случае, это один из ключевых компонентов, один из четырёх столпов нашего бытия. Как подкрепление можно привести самое масштабное исследование внешних факторов счастья в современном мире – Гарвардское исследование развития взрослых (Harvard Study of Adult Development), длящееся с 1938 года. Главный его вывод, как и целого ряда схожих проектов, состоит в том, что основным вкладом в уровень счастья и важнейшим (если не основным) коррелятом долгожительства является качество социальной жизни. Люди, которым удалось сформировать крепкие и долгосрочные связи с друзьями, родственниками и любимыми, обладают существенно более высоким уровнем удовлетворенности и здоровья. Важно, впрочем, сделать оговорку, что это данные для типичного человека, в обществе глубоко материалистическом, ориентированном на потребление и не умеющем упорядочить своей внутренней жизни. Некоторый заметный в них перекос отражает потому не столько нашу природу, сколько её специфическое историко-культурное состояние.

Взаимодействие с людьми не просто важно и неизбежно; оно труднее, чем принято считать. Опыт веков учит, что создать действительно хорошие и долгосрочные отношения порой сложнее, чем основать многомиллионную корпорацию или совершить научный прорыв. Не случайно те, кому удаётся преуспеть в профессиональной сфере, периодически именно здесь терпят горькие поражения. Особенно тяжело людям даются романтические связи, поскольку накал желания в них резко притупляет способность суждения и приводит к поведенческим сбоям. Помимо этого, в массовой культуре распространены смутные и противоречивые представления о том, что они такое и для чего нужны. Среди всех порождаемых этим ошибок есть та, что выдаётся особенно сильно и опасна вдвойне, так как нередко маскируется под добродетель. Она состоит в болезненной фиксации друг на друге, в попытке заполнить внутренние пустоты другим человеком и выстроить своё существование вокруг него. Возлагая на другого человека свои надежды на счастье и смысл, мы, однако, сильно переоцениваем его возможности и неверно понимаем устройство собственной психики. Этих пробелов ему не заполнить, и ожидавший этого или отчаивается, или начинает бессознательно мстить, испытывать обиду, оказывать давление и стараться поменять себе в угоду.

Другой человек не может и не должен быть тем главным, что делает нас счастливыми, что придаёт силы и смысл. Наоборот, здоровые отношения предполагают отрицание центральности партнёра и наличие твёрдых точек опоры в виде внешних и внутренних созидательных целей. Они невозможны без самостоятельности и свободы всех в них вовлеченных. Если другой действительно занимает в нашей жизни первое место, это путь в никуда. Воцаряется патологическая и душная атмосфера, наводящая глубокую тоску или же создающая сильные трения; в любом случае это превращает человека в нечто слабое, хрупкое, а нередко и невыносимое.

Высший смысл романтических отношений, да и в общем-то почти всяких иных, в содействии взаимному росту и процветанию, наконец – в сорадости. Необходимые для этого установки принадлежат не к сфере любви, как она расхожим образом понимается, а скорее к истинной дружбе и партнерству. Тут равно вредны и нарциссическая замкнутость людей на самих себе, и самозабвенное помешательство друг на друге. Последнее свидетельствует не о силе любви, но о всеохватной экзистенциальной пустоте. Построение здоровых отношений с кем бы то ни было есть творчество в самом строгом смысле слова, поскольку предполагает целенаправленное движение в сторону всё большего взаимопонимания, доверия, гармонии, эмоциональной отдачи и конструктивности. Как и всякое творчество, оно требует сознательной установки, сосредоточенных усилий, знаний и навыков – и здесь не преуспеть без должной серьёзности, без предварительного понимания того, чего именно мы хотим добиться от своей социальной жизни.

IV. Разнообразие и полнота жизненного опыта

Одним из фундаментальных законов работы нервной системы является принцип ослабления повторяющихся стимулов. Это можно легко испытать на себе, надавив пальцем на руку и удерживая его в этом положении. Сам момент прикосновения переживается сильно и отчетливо, но очень скоро сигналы от нейронов кожной и болевой чувствительности начинают глушиться и теряют интенсивность. Звук, запах, температура, свет – любые стимулы, не только осязательные, подчиняются этому закону. Дело в том, что с точки зрения эволюционной биологии, повторение стимула без нарастания осложнений означает одно из двух. Он либо не опасен и потому разумно частично выпустить его из фокуса внимания, переведя его на что-то новое и потенциально опасное. Либо он представляет собой уже освоенное вознаграждение, поэтому целесообразно переместить внимание на новые источники удовлетворения потребностей.

Наша эмоциональная жизнь всецело подчинена этому закону нервной деятельности. Один из способов, каким он реализован на физиологическом уровне, – следующий: к дофаминовым нейронам, которые генерируют основной объем положительных переживаний в нашем мозге, подходят аксоны тормозящих нейронов. Они выделяют вещество под названием ГАМК, и когда положительный стимул повторяется, ГАМК всё больше и больше глушит импульсы дофаминовых нервных клеток, вследствие чего нам уже не так хорошо, как в первый раз. С практической точки зрения это означает, что если мы заинтересованы в оптимизации эмоциональной жизни, в ней должен присутствовать заметный элемент новизны и чередования стимулов, в противном случае система застаивается. Мы должны периодически пробовать новое, узнавать новое, экспериментировать – и делать это не от случая к случаю, но в рамках сознательной установки, сформированной привычки.

Расширяя границы опыта, вторгаясь на неосвоенные территории, мы не только освежаем краски жизни и пополняем их палитру, но и реализуем исследовательское поведение. Это средство самопознания, с помощью которого человек проясняет свои настоящие симпатии и антипатии, открывает богатство мира, где он живёт, вместо того чтобы замкнуться в чрезмерно узкой его части. Это творческий процесс, формирующий личность, и результаты совершённых проб и поисков подпитывают воображение и ложатся в основу всей нашей деятельности.

Иерархия и расстановка приоритетов

Рассмотренные здесь векторы творчества фундаментальны и коренятся в самом устройстве психики, но из этого не следует, что важны они в равной мере. С точки зрения вносимого вклада, именно первые два пункта в их сущностной взаимосвязи составляют основу человеческого бытия. Сверх того, они определяют собой два оставшихся и в отличие от них являются действительно необходимыми для роста, счастья и осмысленности. Последние вполне возможны в полном отрыве от других людей и при отсутствии попыток разнообразить своё существование, как, к примеру, может жить монах-отшельник. Однако без умения управлять желанием и сознанием, без внутренних и внешних ориентиров для приложения энергии добиться этого уже не получится.

Необходимо распределять собственные силы, имея эти обстоятельства в виду, и бросать их основной объём на трансформацию себя самих и избранной части окружающего мира. Допустим, некий человек пребывает в самом начале пути по всем разбираемым направлениям. Он не имеет своего дела, ничего толком не создал и не создаёт. Его знания и умения, сама структура личности пестрят дырами и вообще оставляют желать лучшего. Он не имеет крепких и продуктивных отношений и почти лишен новых опытов и впечатлений, приносящих радость. Первым делом ему следовало бы увидеть побочность двух последних компонентов и их зависимость от первых. Сильный, развитый, преуспевающий в своём деле и двигающийся вперёд человек со сравнительной легкостью налаживает отношения и обеспечивает себе разнообразные переживания. Наоборот, только каким-то чудом внутренне и внешне неустроенный индивид может найти удовлетворение в окружающих – и никакое разнообразие не скрасит серости его мироощущения.

Наше бытие, таким образом, покоится на четырёх столпах, четырёх формах творчества. В первую очередь мы должны сформировать в своём уме представление о том, как и куда мы двигаемся: ответственность за какие перемены во внешнем мире мы добровольно на себя принимаем, что является нашим делом. Нам нужно, далее, знать, к каким изменениям в себе следует стремиться, поскольку любые наши успехи зависят от того, кем мы являемся, как зависит от этого и характер проживаемой действительности. Мы, наконец, должны отдавать себе отчёт в том, что мы хотим пережить и испытать и какой желали бы видеть свою социальную жизнь. Задач здесь предостаточно, и неосмотрительно было бы браться за всё разом. Принципиальна правильная очередность: сперва требуется сформировать прочный базис, не отвлекаясь чрезмерно от этой приоритетной задачи. Если вспомнить любимые мной слова средневекового мыслителя Гуго Сен-Викторского, «не умножай боковые тропинки, пока не пройдешь по главному пути». Это может потребовать жертв, в том числе в виде радостей общения и переживаний. Это наверняка потребует их, но ведь без жертв не бывает приобретений, а потому нужно приносить их не только с готовностью, но и охотно.

© Олег Цендровский

Канал в Telegram // Instagram // ВК // Поддержать автора