ЕГЭ нуждается в реформах, причем срочно. Экзамен впервые начали тестировать в России в 2001 году, но до сих пор он вызывает массу вопросов. Что не так с ЕГЭ и почему его нужно менять?
Процедура ЕГЭ — это отдельный предмет
Да: если вы не знаете, как проходит ЕГЭ, вы вряд ли его сдадите. Эта система очень бюрократизирована. Чтобы пройти итоговый экзамен, нужно знать не только школьную программу, но и множество деталей, связанных с процедурой:
- как заполнять бланки,
- как пользоваться черновиком,
- как пользоваться чистовиком,
- форматы заданий,
- критерии оценки,
- распределение времени на экзамене и др.
Плюс, у каждого предмета ЕГЭ есть свои нюансы. Так что если вы ходили на пробный экзамен, скажем, по физике, это не поможет вам при сдаче русского языка. В этом смысле университетские сессии куда проще — там надо просто сдать то, что изучал.
В итоге, 10 и 11 классы, как справедливо жалуются родители и ученики, нацелены не на получение новых знаний, а на тренировку перед ЕГЭ — или «натаскивание». Экзамен становится самоцелью, хотя на самом деле в системе образования цель должна быть совершенно другой — получение знаний и развитие личности.
В топовый вуз с ЕГЭ не поступить
Единый государственный экзамен создавался для того, чтобы победить коррупцию в вузах и систему репетиторства, в рамках которой в топовые вузы поступали только те, у кого были деньги на частные уроки. Школа не готовила учеников к поступлению в МГИМО или МГУ.
Увы, она не готовит их к этому и сегодня. ЕГЭ не помог: в ведущие вузы очень трудно попасть, если вы сдавали только его. Для поступления в МГУ или СПбГУ нужно сдавать внутренние вступительные экзамены, для поступления в МГИМО — быть призером олимпиад, и так далее. Несколько лет назад МГИМО пришлось даже специально просить у Министерства образования (тогда ведомство еще не разделилось на две половины) дополнительное бюджетное место для выпускницы, которая получила на ЕГЭ 400 баллов. Изначально квоты на девочку не хватило — все позиции заняли олимпиадники.
Это означает, что ЕГЭ так и не стал универсальным инструментом поступления. Расслоение сохраняется, и оно по-прежнему «завязано» на деньгах и на статусе льготника. Ведь за подготовку к олимпиадам или внутренним экзаменам нужно платить. Если вы не льготник и ваши родители небогаты или не готовы вас спонсировать, топовый вуз вам не светит. Разве что у вас и впрямь — исключительный талант, и вы щелкаете олимпиадные задачки как семечки.
ЕГЭ проверяет не слишком полезные знания
Это, конечно, вопрос ко всей системе образования в целом, но: почему школьники изучают логарифмы, но не учатся правильно распоряжаться деньгами? Почему они не изучают кредиты и семейный бюджет? Логарифмы не помогут им избежать долговой ямы — грабительской ипотеки и ненужных потребительских «продуктов», которые людям навязывают банки.
С другой стороны, сегодня сложно стало найти человека, который пишет грамотно. Даже на вывесках и в рекламе встречаются жуткие ошибки. Русский язык, конечно, сложный, но все-таки для подавляющего большинства россиян он родной. Зачем проверять на ЕГЭ знание паронимов и плеоназмов (эти понятия нужны только филологам), если подавляющее большинство людей после школы не может даже правильно расставить запятые в предложении? Может быть, следует сперва уделить внимание базовым навыкам и базовой подготовке? А еще — почему бы не научить человека в 10 или 11 классе отвечать на деловые письма, составлять резюме и правильно вести себя на собеседовании? Это ведь намного полезнее глубоких филологических знаний...
В общем и целом, одна из двух основных проблем российского школьного образования в этом и заключается: школа не дает прикладных навыков. Она дает только теорию — настолько скучно поданную, что дети и не думают ее запоминать. И еще — учит подчиняться. Навыки подчинения и увиливания — главное, с чем мы все из школы выходим.
В ЕГЭ много психологического насилия
Процедура ЕГЭ — очень стрессовая. Организаторы тоже нервничают, поскольку сами боятся наказания «сверху», и порой ведут себя с детьми очень жестко. Например, могут пойти вслед за учеником в туалет и буквально стоять у него над душой, чтобы он не воспользовался спрятанной в белье шпаргалкой (которой там, вероятнее всего, нет). В результате человек чувствует себя униженным и бесправным, чужое присутствие в интимный момент нарушает его личные границы и подрывает чувство собственного достоинства. Ведь в таком возрасте мы уже не чувствуем себя детьми. Мы — взрослые. Вам бы понравилось, если бы кто-то стоял рядом с вами в общем туалете без дверей и повышал на вас голос? По идее, даже надсмотрщики в тюрьме так вести себя не должны...
Кроме того, экзамен часто оказывается очень затянутым из-за медленной печати КИМов. Дети сидят голодные, они хотят пить и они в ужасе. Если не повезет, на них будут кричать, унижать их, оказывать ненужное давление. Ведь уважение к ученику педагогам никто не прививает. Крики и психологическое насилие в российских школах и семьях — это пока, к сожалению, норма.
Конечно, подобное случается и в других странах — например, в Финляндии языковой экзамен для взрослых иногда проводят полицейские: кадров не хватает. И все же такая ситуация — это скорее исключение, чем правило, и на организатора можно пожаловаться.
ЕГЭ отнимает слишком много времени и сил
Попробуйте найти 11-классника, который успевает заниматься каким-то хобби и при этом все-таки планирует поступить в вуз, а не просто получить аттестат. Сможете?
Подготовка к ЕГЭ не оставляет школьникам времени и сил ни на что другое. Спорт, музыка, рисование, развлечения, даже сон — все должно отойти на второй план ради экзаменов. О психологическом комфорте в такой ситуации не может быть и речи. Зачастую страдает и физическое состояние — портится зрение, обостряются хронические болезни, снижается иммунитет.
Страдают, конечно, и отношения с родителями. Ведь и они, и ребенок находятся в состоянии стресса и от этого хуже себя контролируют. Плюс, бесконечные споры: кем быть, куда поступать, как распоряжаться временем... Плохо, в итоге, всем, и результаты экзамена от этого тоже ухудшаются.
Систему ЕГЭ и систему образования в целом необходимо сделать более человечной и более современной. А для этого ее создателям стоит задать себе вопрос: в чем заключается глобальная задача школы? Зачем школа существует в обществе?
В Финляндии ответ на этот вопрос звучит так: школа готовит человека к жизни. Ребенок учится считать деньги и думать самостоятельно, готовить себе еду и чинить мебель (занятия одинаковые для мальчиков и для девочек), пользоваться транспортом и принимать взвешенные решения. Финские выпускники не знакомы с логарифмами и плеоназмами, их знания о мире могут показаться ограниченными. Но сразу после школы они способны отделиться от родителей и найти в обществе свое уникальное место — не важно, будет ли это работа профессора или лесника. И тот, и другой могут рассчитывать на достойную зарплату и уважение к своему труду.
Хотя с этого, пожалуй, стоило бы начать...
Текст подготовила Наталия Киеня