Страх, покой, решимость, ужас - это эмоции, запечатленные в знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи" 1833 года. Картину я увидел в Русском музее, что в Петербурге. Монументальное полотно было призвано не просто изобразить великую катастрофу в истории, но и передать скрытые в ней смыслы.
Вулкан Везувий не изображен на картине, зато взгляды людей отлично показывают ужас, который несет римский бог огня.
Все девушки имеют одинаковые лица. Они срисованы с графини Юлии Самойловой - возлюбленной Брюллова. Он её поместил в четырех образах.
Самого Брюллова можно увидеть слева от отмеченной девушку сверху, у которой на голове стоит падающий горшок. У Брюллова на голове разместился ящик с кистями и красками.
На картине нет ни капли крови, даже у центральной фигуры женщины с младенцем никаких увечий не наблюдается. Здесь ребенок с блестящими глазами тянет руку к матери и смотрит прямо на зрителя, но ему не поможешь, ибо его конец предначертан.
На картине можно увидеть интересную отсылку посредством двух фигур: языческого жреца и христианского священника. Жрец испытывает страх, он второпях пытается сбежать, захватив с собой жертвенник. Он хочет покинуть своих собратьев. Но фигура священника выглядит безмятежной - он как будто идет на встречу к катастрофе, не боясь смерти.
Этот сюжет означает, что близиться закат эпохи язычества и наступает новая эпоха - рассвет христианства.
У священника можно заметить крест на шее. Хотя в то время (1 век нашей эры) крест еще не был символом христианства. Брюллов это делает, скорее всего, чтобы угодить императорской власти, так как в то время министром просвещения был Уваров - автор тезиса "Православие, самодержавие, народность".
Еще интересно, что священник идет на встречу к свету, а жрец отворачивается от света. Это тоже символический момент.
Одним из важнейших сюжетов картины является бегство спасающейся семьи.
Их бег неестественен, наигран, взрослый ребенок буквально встает на пути бегущих от катастрофы родителей. Поэтому сюжет нарисован, скорее, ради красоты и придания картине "правильных ценностей".
Какие чувства у вас вызывает картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова?