Реплики-ответы Пугачева в произведении Шишкова отличаются той же краткостью и точностью, что и реплики-вопросы. Часто они (реплики-ответы) состоят из одного слова, выражающего утверждение или отрицание.
Возражения на реплики собеседника могут выражать противопоставление одного понятия другому понятию или одного явления другому явлению. Грамматически это выражается в противопоставлении одного члена предложения другому. Такое явление встречается и в речи Пугачева (в диалогах, которые он ведет с другими лицами).
Часто противопоставлены дополнения безличного предложения. Реплика Пугачёва звучит иронически и произносится с соответствующей интонацией.
На примере ответных реплик Пугачёва можно убедиться в том, что большое значение здесь имеет эмоциональная реакция, обилий эмоциональный тон сложившейся ситуации.
Разговоры происходят в эмоционально-приподнятом тоне, что подчёркнуто также описанием соответствующего жеста Пугачева.
Этот тон создан обстановкой. В соответствии с нею все реплики Пугачев произносит в сильном волнении, они отрывисты.
Интонацию легко себе представить: Пугачев говорит быстро, раздраженно. Здесь повышенная эмоциональность вызвана сложившейся обстановкой. А в других случаях она может быть вызвана самим характером разговора.
Реплики Пугачева представляет собою эмоциональную реакцию на реплику собеседника: Пугачеву понравилось, пришлась по сердцу мысль собеседника, и он выразил одобрение ее в ярко-эмоциональном тоне.
Для речи Пугачева (и для реплик-ответов и для реплик-вопросов) характерна краткость, ясность выражения мысли. Но иногда ответы его бывают уклончивы в связи с общей целью высказывания: Пугачев старается подчеркнуть важность скрываемого.
Пугачев отвечает на вопросы не прямо, уклоняется от вопросов. Это делается намеренно: Пугачев притворяется грамотным и даже образованным, человеком из «царского роду» и хочет подчеркнуть важность этого обстоятельства.
Исследовав речь Пугачева с лексической и структурно-грамматической стороны, мы останавливаемся перед вопросом: что же характерно, типично для разговорной речи Пугачева как представителя определенного речевого стиля? Что нетипично и взято автором случайно?
Этот вопрос мы будем решать в тех двух плоскостях, которые мы избрали для нашего исследования в предыдущих статьях, т. е. в лексическом и структурно-грамматическом плане.
Речи Пугачева как представителя народа, как народного вождя, в лексическом отношении, несомненно, были свойственны такие из отраженных автором особенностей:
- Богатство, яркость и выразительность народной фразеологии. Это выразилось в обилии пословиц, поговорок, шуток, бытовавших в народной среде той эпохи.
Пугачев находился в постоянном общении с народом, причем с различными слоями его: с казачеством, с крестьянством, с работным людом. Здесь он и почерпнул свое словарное богатство, в частности фразеологию. - Диалектизмы и украинизмы в речи Пугачева, конечно, явление закономерное.
Языковая среда, в которой вырос Пугачев и с которой он не порывал всю жизнь, это среда донского казачества, диалектная среда. По моему мнению, это обстоятельство достаточно отражено Шишковым в речи Пугачева. - Просторечная лексика так же, как и диалектная, несомненно, свойственна Пугачеву.
В речи Пугачева она очень естественна, так как поддерживалась той языковой средой, в которой находился Пугачев. В этом отношении автор не ошибся. - Автором правильно выделены такие слои лексики, как бытовая, военная лексика, относящаяся к государственному устройству и др.
Все так, но тут надобно отметить, что все отмеченные слои лексики, за исключением просторечной, входят в речь Пугачева слоями, не составляют органического единства.
Очень легко отделить один пласт лексики от другого. Это обстоятельство делает разговорную речь Пугачева несколько искусственной.
Вопрос о типичности структурно-грамматических особенностей речи Пугачева решается просто. Здесь типично все, что соответствует грамматическим нормам той эпохи. Нарушений этих норм мы не заметили (речь идет не о книжно-литературных нормах, а нормах русского литературного языка).
В этом и состоят особенности речи крестьянского руководителя в литературе.