Найти в Дзене
Еда и Путешествия

Стиль Сергея Довлатова: смех сквозь слезы

Оглавление

Что приходит вам в голову, когда вы слышите «Компромисс», «Филиал», «Зона», «Иностранка»? Я верю, что так или иначе они ассоциируются у вас с произведениями русского писателя Сергея Довлатова.

Вот несколько особенностей, которые формируют неповторимый стиль этого автора.

Лаконичность

У Довлатова нет лишних и бессмысленных конструкций. Все диалоги сразу рисуют перед нами событие и даже напоминают короткие юмористические истории: Вот например:

"Найди ему издателя, - сказала Тася. - Что он написал? - Книгу".

Фраза – главный кирпичик для построения произведения. Сергей Довлатов был писателем фразы. Филигранно отшлифованная, острая, часто желчная и злая фраза была его идеальным жанром.

Амофоны

Это слова, похоже звучащие, но имеющие разное написание. Он использует этот прием для создания комического эффекта как настоящий “режиссер слова”:

«И тогда Лёва с горя превратился в абстракциониста. …Соседи жаловались на Лёву участковому милиционеру: - Пьет, дебоширит, занимается каким-то абстрактным цинизмом..»

Ирония

Если мнение, что только ирония и позволяла Довлатову не сойти с ума в эмиграции и продолжить создавать свои произведения. В романах и повестях иронии много, она жесткая, но справедливая:

«(Караваев) Писал на единственную тему – будущее России. Причем будущее он различал гораздо яснее, чем настоящее. С пророками это бывает».
«Дима был заботливый, умный, корректный. …Каждое утро он вел записи в блокноте. …Иногда он записывал: «Не поздороваться с Виталием Луценко». Или: «В ответ на хамство Алешковича спокойно промолчать».
-2

Псевдодокументалистика

Довлатов рассказывает истории так, чтобы вы поверили, что они происходили на самом деле. Иллюзия реальности создается размеренным стилем повествования и подробными описаниями. Чего только стоит начало повести иностранка, когда он описывает жителей “русской Америки”:

“Вот идет хозяин фотоателье Евсей Рубинчик. Девять лет назад он купил свое предприятие. С тех пор выплачивает долги. Десятый год Евсей питается макаронами. Десятый год таскает он армейские ботинки на литой резине. Десятый год его жена мечтает побывать в кино. Десятый год Евсей утешает жену мыслью о том, что бизнес достанется сыну. Долги к этому времени будут выплачены. Зато – напоминаю я ему – появится более современная техника…”

Повторение слов, которые несут основную нагрузку

Иногда проза Довлатова звучит как поэзия и это удивительно и очень красиво.

«У нас есть русские магазин и парикмахерские, детские сады, фотоателье и парикмахерские. Есть русское бюро путешествий. Есть русские адвокаты, писатели, врачи и торговцы недвижимостью. Есть русские гангстеры, сумасшедшие и проститутки. Есть даже русский слепой музыкант».

Друзья, я искренне надеюсь, что вам понравилась эта статья, посвященная Сергею Довлатову.

Обзор на его произведения “Иностранка”, “Зона”, “Компромисс”, “Ремесло” вы можете посмотреть в видео по ссылке: