Добро пожаловать на "ПроЧтение", читатель!
Сегодня небольшая статья о романе в не самом привычном для меня жанре - современной российской попаданческой фантастики.
Не скажу, что в этом жанре все плохо. Но мне большей частью попадались какие-то неудачные произведения, откровенно оттолкнувшие от дальнейшего знакомства с жанром.
Кстати, о попаданческих романах (и хороших, и не очень) интересно и много написано у моего тезки Сергея на канале "Интересная фантастика". Рекомендую.
Так вот, расскажу, что же меня подвигло прочитать именно попаданческий роман.
Причиной прочтения стал... книжный голод.
В начале осени вместе с семьей я рванул на отдых в Крым. Сборы были быстрыми и даже внезапными, так что наполнить электронную книгу хорошими книгами мы элементарно не успели.
На пляже и в санатории с Интернетом было не очень-то "айс". Критическую ситуацию, когда уже хотелось читать хоть что-то, хоть Донцову, хоть газету "Правда" за 1980 год, спасла книжная полка у администратора санатория.
С десяток забытых прежними отдыхающими книг (в основном с полуголыми красотками и красавцами на обложках), журналы с НЛО и прочими рентэвэшными историями... И среди них довольно увесистый кирпич с названием
Стрелок. Путь на Балканы
С голодухи и барабулька за красную рыбу сойдет. С такой мыслью я утащил книгу в номер для вечернего прочтения.
Не скажу, что залип с первых страниц. Пришлось продраться через уже непривычные длинные имена-отчества героев, объемные и пространно разложенные предложения, но...
Потом стало интересно. И как раз, во многом, именно из-за слога написания. Мозг, уже привыкший к современному тексту без причастий и деепричастий, постепенно вспомнил, что русский язык многообразен и красиво витиеват. И стал получать наслаждение.
Написано реально красиво.
Много описаний, в диалогах используются немного устаревшие слова, смысл которых иногда приходится вспоминать. Такому стилю способствует время действия в романе - конец 19-го века, времена начала смуты на Балканах, вдали уже темнеет предверие Первой мировой.
А в домах просвещенной интеллигенции ведутся разговоры о музыке, литературе, культуре и (совсем немного и вполголоса) о политике.
В это время и случается попасть нашему современнику. Кто он, как зовут и откуда - неясно. Автор так и не раскрывает его "допопаданческой" судьбы. Чуть-чуть, намеками, становится ясно, что названный случайным именем-фамилией Дмитрий Будищев - простой российский парень, без особых познаний в голове на предмет истории, физики, химии и прочей техномагии. Попал и все. Каким образом - тоже не ясно.
Чуть затянутое начало переходит во вполне бодрые приключения "а-ля солдат Швейк", где хватает и приключений, и некоторой любовной линии (не у главного героя, что примечательно), и разумной толики прогрессорства.
Да, автор не раскидывается роялями, надо отдать ему должное. Единственное, чем он помогает своему герою - вовремя подкидывает всплывающие к месту воспоминания. Об оружии, о технике, о тактике боевых действий. Но этого немного и от героя не отвращает.
Марти Сью - это не про Дмитрия.
Мотивы поступков Дмитрия вполне приемлемы и логичны. Одиночка, без рода и племени, иван-отца-не-помнящий - надо выжить, закрепиться, заматереть. Судя по всему, в нашем мире Дима успел отдать долг стране, дембельнуться и поработать в сфере продаж. Так что он идет привычным путем: в армию, подальше от начальства, поближе к складам матресурса. Только жаль, что к середине книги логика "выживальщика в чужом мире" слишком уж внезапно переходит на образ "за Веру, Царя и Отечество". Нет, это тоже вполне понятно и обоснованно, но слишком уж внезапно Дмитрий решает начать выслуживаться и расти в рангах и званиях. Хорошо, хоть мародерку не бросает до последнего...
Более того, пусть и с некоторой помощью автора, в финале возвращается к ней с достойным уважения масштабом.
Так же, как с середины романа начинается провисание сюжета до момента чудесного спасения в поединке с главарем разбойников, в финале все выпрямляется.
Приходите в группу VK "Фантастический Дзен" - там еще больше интересного о хорошей фантастике!
Иван Оченков, как автор, понравился мне авторским слогом и точностью к историческим деталям. Именно стиль подачи текста, грамотный и емкий язык дал этой книге шанс быть мной дочитанной. Приключения Дмитрия вполне просты, сюжет ровный и без резких поворотов и обрубленных сюжетных линий. И будь книга написана не таким ярким языком - не дочитал бы и до половины. Сюжет - на троечку.
Но за изложение - пять!
Если знаете еще хорошие попаданческие романы, типа "Стрелка..." от Ивана Оченкова, делитесь названиями и авторами в комментариях - вдруг я не прав и в этом жанре не все так уж плохо.
А пока не поленитесь поставить лайк и...