Эфиопия - страна многочисленных культур, этнических группам, традиций, языков и конечно же религий. Культурное разнообразие этно групп усложняет представление общего контекста духовной борьбы.
В книге Деяний сказано, что Филипп крестил первого эфиопского новообращенного в первом веке (Деяния 8: 24-40). Православная церковь Эфиопии утверждает, что она была основана с начала четвертого века, и ее первым центром является провинция Тигрей в северной части Эфиопии.
Христианство было введено в аксумский двор после 330 г. н.э. во время правления Езаны, сына Эллы Амиды. Первый епископ эфиопской церкви Фрументий (Абба Салама Кассате Берхан) был рукоположен Афанасием (Патриарх Александрийский), и отослан обратно в Эфиопию, где он раньше был секретарем короля. Вскоре христианство стало государственной религией в 356 году нашей эры.
Основание евангельского христианства в Эфиопии было результатом усилий западных миссионеров. Первым прибывшим протестантским миссионером, 1633 год, был немецкий лютеранец Петр Хейлинг. С его прибытием не произошло существенной евангелизации, лишь был переведен Евангелие от Иоанна на амхарский язык. Это был первый в истории задокументированный случай, когда простые люди могли читать Евангелие на своем родном языке.
Петр Хейлинг проработал в стране менее 20 лет и инициировал движение внутри Эфиопской православной церкви, которое проложило существование среди протестантских миссионерских групп в 19 и 20 веках.
Первой евангелической организацией, начавшей работу в Эфиопии, было Церковное миссионерское общество (ЦМС). Первые посланники этой организации, Самуил Гобат и Кристиан Кульгер, прибыли в Эфиопию в 1830 году. Их цель не состояла в том, чтобы оживить древние Церкви путем распространения Священного Писания и другой христианской литературы (Sveros 1974: 15).
Шведская лютеранская миссия, Шведская евангелическая миссия (SEM) начали миссионерскую работу среди выкупленных рабов из Эфиопии и людей из современной Эритреи в 19-м веке. Эти миссионеры вместе с выкупленными коренными народами совершили несколько экспедиций, чтобы добраться до народа оромо.
Хотя евангельским миссионерам не разрешалось входить во внутренние районы Эфиопии, они обучали коренных жителей-бывших рабов, на границе нынешней Эритрее. Освобожденные и обученные жители возвращались в свое поселение и могли нести слово своим соплеменникам. Хитроумно, не правда ли.
В конце 19-го века коренные христиане начали самостоятельно распространять Евангелие. Страна открыла свои двери для западных миссионеров, и прибывшие лютеранские миссионерские группы из Европы и Америки начали евангелизационную работу в разных частях страны.
Шведская евангелическая, или евангелистская миссия (Svenska Forsterlandsstiftelsen) начала свою деятельность в 1866 в Массауа, а в 1904 начала распространять свое влияние в Аддис-Абебе. Объединенная Пресвитерианская Церковь Америки начала работу в Сайо, Западная Вальгага, в 1918. Совет миссионеров Бибельтргнер Веннер (MSBV), основавший в 1912 г. центр в Эритрее, через 9 летя перебрался в Эфиопию. Миссия Германнсбурга (Германия) прибыла в Эфиопию в 27-ом году.
В том же году сюда прибывает Суданская внутренняя миссия (СИМ), которая основала свою первую станцию. Альфред Бакстон из Библейского миссионерского общества посетил Эфиопию с предварительным визитом в 1932, и полная работа началась, когда он вернулся в 1934 с группой новобранцев (Trimingham 1950: 27-31).
Восточный меннонитский совет миссий был создан в 1949 году. Норвежские лютеранцы (Norsk Luthersk Misjonsamband) прибыли в Эфиопию в 1948 и начали работу в Южной Эфиопии. Весной 1949 сюда прибывает датская Эфиопская миссия, а в 57-ом году в страну прибыла Американская лютеранская миссия.
Целью первых миссионеров было не создание новых конфессий протестантов, а возрождение старой церкви и ее реформирование. Англиканская евангелическая миссия под названием «Миссионерское общество библейских церковников» подтвердила это в своих публикациях «девяти пунктов» (Sveros 1974: 25-26).
Несколько протестантских миссионеров из разных миссионерских обществ приехали в Эфиопию в 19 веке с тем же взглядом на реформу ЕПЦ, а не на организацию новых собраний. Когда миссионеры начали свою работу, появились разные взгляды. Дискуссии о формировании конгрегаций обществами миссий, отказе от крещения православной церкви римскими католиками и адвентистами и подобные вопросы были предметом озабоченности первых миссионеров и миссионерских обществ (см. Sveros 1974: 23).
Пионеры-евангелисты в западной части установили контакт с коренными жителями до прибытия западных миссионеров. Лидеры собрались на конференцию в Накамте в 1907 году, чтобы обсудить общую политику. После обсуждения трудностей, с которыми они столкнулись в разных местах, они решили без промедления продолжить евангелизацию (Aren 1978: 431-432).
Эти ранние контакты между евангелистами продолжились, и в 1944 году стали организовываться более официальные конференции, на которых были записаны протоколы, для более тесного организационного общения между евангельскими группами. В декабре 1944 года состоялась первая конференция Эфиопских евангелистских церквей организованная коренными народами. Было проведено несколько собраний, и была составлена и обсуждена конституция и доктринальное утверждение церкви.
Таким образом, при поддержке лютеранских и пресвитерианских миссионерских обществ в Эфиопии и Лютеранской всемирной федерации евангелисткие общины в некоторых частях страны собрались 23 и 25 апреля 1958 года для обсуждения проекта конституции и создания Евангелической церкви Мекане-Йесус в Эфиопии. (EECMY).
Благодаря этим совместным усилиям церковь была учреждена как национальная 21 января 1959 года. У EECMY есть девиз «Служение всему человеку», который был придуман в 1970-х годах. Эта тема «целостного служения» Церкви помогла ей выполнить ее служение по евангелизации и развитию.
В результате деятельности ранних организаций миссионеров, возникли различные евангелисткие церкви: Церковь Kale Hiwot, Meserete Kirstos и лютеранская церковь в Эфиопии являются результатом SIM, Mennonite Mission и MSBV соответственно. Другие были образованы миссионерскими обществами, которые прибыли позже, и коренными народами.
Хотя с тех пор наблюдается огромный рост, статистический отчет 1993 года (Johnstone 1993: 213-214) показывает, что евангельские христиане составляют всего 14 процентов от общей численности населения. Эфиопская православная церковь 37 процентов, ислам 35 процентов, приверженцы традиционных религий 6 процентов и 1% не религиозные люди. С тех пор Церковь переживает огромный рост.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь.
Читайте на канале «В поисках Бога» :
Вера в Бога признак слабости или источник великой силы?
Влияет ли молитва на наши взаимоотношения?