Найти тему

Макаренко и его методы воспитания

Знаменитый писатель А. С. Макаренко всю свою жизнь посвятил делу воспитания советских детей — самому трудному и ответственному из всех дел.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545196/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545196/

Сентябрь 1920 года голодный, грязный сентябрь. Перед нашим государством предстала важная, неотложная задача: воспитать, несмотря ни на какие трудности, нового советского человека, строителя социализма, ликвидировать беспризорность.

Требовались люди, которые взялись бы за это дело. В шеренгу воспитателей, пионеров этого дела стал А. С. Макаренко. Его направили организовать в шести километрах от Полтавы колонию для юных правонарушителей.

В эту колонию была собрана толпа беспризорных, не приученных к труду, не знавших радостей ребятишек. Но что мы видим через несколько лет? Задоров, упрямый и задиристый воришка, стал инженером, Бурун — врачом, Карабанов — педагогом. Все воспитанники стали настоящими советскими гражданами, активными строителями социализма.

Каким же путем Макаренко и руководимому им педагогическому коллективу удалось добиться таких замечательных результатов?

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545239/https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545261/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545239/https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545261/

Ясный ответ на этот вопрос дает сам Антон Семенович в своей книге «Педагогическая поэма». Он ярко повествует о том, как, преодолевая трудности, по-новому организовал в колонии систему воспитания и обучения.

Свои методические принципы Макаренко разработал на основе марксистско-ленинской науки о воспитании. В его практическом опыте получили развитие педагогические идеи, выдвинутые революционными демократами. Новаторски разработал он некоторые положения педагогической теории Ушинского.

В произведениях Макаренко ставятся и углубленно разрабатываются проблемы коммунистического воспитания. Главным героем этих произведений является коллектив. В изображении коллектива автор проявляет себя подлинным новатором. Он показал, как возник коллектив, как он рос и укреплялся.

Товарищи по работе сначала просто осуждали Макаренко за его деятельность.

Конечно, Макаренко поступил непедагогично, и он достоин осуждения, однако лично я все-таки согласен с ним: очутись на его месте, я бы наверняка так поступил... А теория — это правило, из которого есть исключение.

Итак, Макаренко сразу сумел себя поставить так, чтобы его уважали, он завоевал авторитет.

В дальнейшем началась упорная работа по созданию сплоченного дружного коллектива. Одним из основных законов воспитания Макаренко считал следующее: для того, чтобы создать у ребенка положительное эмоциональное отношение к тому, что само по себе безразлично или даже неприятно ему, необходимо связать это безразличное и неприятное с существенно важными мотивами деятельности.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545261/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545261/

Так, Антон Семенович ввел в традицию поручать лучшему отряду воспитанников самую тяжелую и неприятную работу при распределении уборки помещения. Несмотря на то, что эта работа была сама по себе тяжела, отряд, которому она поручалась, выполнял ее с полной готовностью и гордился оказанным доверием. Неприятная работа в указанных условиях приобрела новый смысл для учащихся, являясь показателем доверия коллектива.

Нелегким делом Антон Семенович считал воспитание воли у колонистов, и этому он уделял очень много внимания. Подчинение дисциплине игры очень важно, вслед за этим следует чувство ответственности перед коллективом.

Огромным стимулом воспитания воли является личный пример старших и роль коллектива. Немаловажное значение в воспитании твердой воли у колонистов играли спорт и военные занятия.

Также Макаренко использовал очень интересны пути решения организации самодеятельности коллектива.

Был создан совет командиров, на который возлагались очень важные организаторские функции. Он был как бы высшим органом власти в колонии.

С большими трудностями организовалась комсомольская ячейка из 9 человек. Наробраз всячески препятствовал созданию комсомольской организации, считая, что создавать еще не время, но Макаренко доказывал, что не рано.

Продолжение.