Отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ может полностью покинуть рынок Евросоюза из-за введения новых требований по выбросам.
Отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ может полностью покинуть рынок Евросоюза из-за введения новых требований по выбросам. Этот тревожный «набат» недавно прозвучал из уст руководителя Республики Удмуртии Александра Бречалова. Наш канал решил разобраться в данном вопросе и вот что мы выяснили.
«Мы стоим перед угрозой того, что с 2020 года АвтоВАЗ полностью уйдет с рынка ЕС, а это порядка 5000 автомобилей в год или 50 млн евро в год, в связи с введением новых требований по выбросам СО2», - цитирует руководителя республики пресс-служба правительства Удмуртии. По его словам, АвтоВАЗ может вложить средства в разработку новых двигателей только при софинансировании со стороны государства. «Поэтому у нас есть предложение: возобновить меры государственной поддержки производителей высокотехнологичной продукции в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов и на разработку новых компонентов», - сообщил глава Удмуртии. Почему из уст чиновника зазвучали такие предложения?
Напомним, что на территории Удмуртии расположен сборочный завод «Лада Ижевск», на котором сегодня выпускается одна модель – Lada Vesta. Это флагманский автомобиль отечественного автопроизводителя. Ранее на этом предприятии выпускались две японские модели – хэтчбек Nissan Tiida и седан Nissan Sentra. Но из-за низкого спроса на данные модели их выпуск был прекращен.
Пять тысяч автомобилей Lada Vesta, идущих на экспорт в страны ЕС, не такой существенный объем для ижевского предприятия, которое выпустило в прошлом году 128 тысяч автомобилей модели Vesta. В существующем виде у этого автомобиля большой потенциал на других менее требовательных к экологии рынках стран ближнего и дальнего зарубежья.
Возникает главный вопрос, почему глава Удмуртии, где никогда не существовало такой отрасли производства как автомобильное двигателестроение, озаботился введением строгих норм на рынке Европейского Союза и привлечение государственных средств?
Напомним, что Ижевский автозавод, построенный в 60-ые годы прошлого века, не имел моторостроительного подразделения. Поставки силовых агрегатов на автомобили «Иж» осуществлялись Уфимским заводом автомоторов (УЗАМ), которое также осуществляло комплектацию двигателями автомобилей «Москвич».
Со временем на ижевские автомобили стали устанавливать двигатели АвтоВАЗа.
Сегодня, когда ижевская площадка является составной частью отечественного автогиганта двигательная компетенция автомобилей, собираемых в Удмуртии Lada Vesta, в руках тольяттинского топ-менеджмента. Более того, скорее в руках менеджмента Renault Group, в состав которой входит автогигант.
И соответственно, все ключевые управленческие решения принимаются не в Удмуртии, и даже не в Тольятти, а в других городах за пределами Российской Федерации. Напомним, что АвтоВАЗ принадлежит Alliance Rostec Auto B.V., компании зарегистрированной в Нидерландах. Это 100% владелец и единственный акционер АвтоВАЗа.
Но почему же удмуртский руководитель обращает внимание на проблему ужесточения норм в Евросоюзе, проблему создания отечественного мотора, соответствующего строгим нормам для отечественного автомобиля?
Скорее всего, им движет забота о предприятии на вверенной ему территории. Меньше объем выпускаемых автомобилей, не соответствующих нормам Euro, меньше налоговые поступления в бюджет республики. Сегодня «Лада Ижевск» крупнейший донор республиканского бюджета.
По итогам 9 месяцев 2019 года АвтоВАЗ продал на рынках стран Евросоюза 4 150 автомобилей, что на 8% меньше чем в аналогичный период прошлого года. Кроме того, АвтоВАЗ весной текущего года принял решение прекратить поставки автомобилей Lada в Европу. Причиной ухода АвтоВАЗа из Европы на предприятии тогда назвали ужесточение норм в связи с вводом стандарта Euro 6d-TEMP. А чтобы соответствовать им, необходимо серьезные вложения в модернизацию двигателей.
Между тем, в пресс-службе АвтоВАЗа заявляли, что у компании есть планы создать в тесном сотрудничестве с партнерами из Renault Group глобальную модель Lada и вернуться на рынок ЕС. Судя по всему, речь идет о новом поколении внедорожников Lada 4x4. Ведь марка «лада» у европейцев ассоциируется именно со вседорожником, а никак не с Lada Vesta. И оснащаться эта модель будет моторами из линейки Renault.
Напомним, что основным игроком Renault Group на рынках стран ЕС является все же румынский бренд Dacia. Также, часть автомобилей в Европу поставляется и с турецкого предприятия Renault-Oyak.
На румынской Dacia и на турецких Renault устанавливают моторы разработки франко-японского альянса. Посмотрим этот процесс на примере этого турецкого предприятия Renault-Oyak. Оно даже по масштабам чем-то напоминает АвтоВАЗ. Судите сами, в прошлом году на предприятии в турецком городе Бурса с конвейера сошло 336 тысяч автомобилей с ромбом на радиаторе, выпущено 602 тысячи двигателей и 239 тысяч коробок переключения передач. На АвтоВАЗе в свою очередь выпустили 393 тыс. автомобилей трех марок.
С конвейера завода в турецком городе Бурса сходят хэтчбеки Renault Clio-IV, универсалы Clio Grand Tourer и модификация Renault Megane в кузове седан, которая сменила известный у нас Fluence. Турецкое предприятие экспортирует автомобили в 60 стран мира, в том числе в Евросоюз. Двигательное подразделение турецкого предприятия выпускает 4 типа двигателей Renault. Это бензиновые K4M и H4M, и дизельные K9K, B4D. Все моторы конструкции Renault, поэтому турецкое государство не вкладывается в разработки двигателей.
Следовательно, в существующих условиях АвтоВАЗ будет обеспечен моторами французского партнера. А высказывание главы Республики Удмуртия о работе над новым двигателем и государственной поддержке этих работ по большому счету не имеет под собой основания.
Renault Group не рассчитывает на масштабную экспансию марки Lada на европейский рынок. А если и будут поставки, то французский автоконцерн по-партнерски обеспечит моторами отечественные сборочные заводы и в Тольятти и в Ижевске.
Наш канал уже писал о локализации двигателя HR16 (H4M) на мощностях в Тольятти. Как видим, его производство успешно развивается, и этот мотор становится основным для целого ряда моделей как Renault/Nissan, так и Lada.
Также продолжаются работы по адаптации мотора ВАЗ-21129 для модельной линейки выпускаемых на АвтоВАЗе автомобилей Renault.