Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Теперь я не пишу романов, — я их делаю»

Так М.Ю.Лермонтов напишет в письме А.М.Верещагиной. Как говорят в романах, «перенесёмся через четыре года»… О разыгравшихся событиях оставили свои рассказы их непосредственные участники: Сушкова – в воспоминаниях, Лермонтов – в письмах и в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Михаил Юрьевич написал девять глав романа и прервал работу над ним, судя по всему, в январе 1837 года. Какие события помешали работе, совершенно ясно. Почему не вернулся к ней? Вопрос открыт. Я думаю, слишком уж узнаваемы были герои и ситуация. Произведение впервые было опубликовано в 1882 год, когда никого из его героев уже не было в живых. В центре повествования – Григорий Александрович, или Жорж Печорин. Ни в коем случае не стоит отождествлять его с героем великого романа, как это сделали авторы телефильма. Этот Печорин даже внешне похож на Лермонтова: «Он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен; казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению… Лицо его смуглое, н

Так М.Ю.Лермонтов напишет в письме А.М.Верещагиной. Как говорят в романах, «перенесёмся через четыре года»…

О разыгравшихся событиях оставили свои рассказы их непосредственные участники: Сушкова – в воспоминаниях, Лермонтов – в письмах и в незаконченном романе «Княгиня Лиговская».

Михаил Юрьевич написал девять глав романа и прервал работу над ним, судя по всему, в январе 1837 года. Какие события помешали работе, совершенно ясно. Почему не вернулся к ней? Вопрос открыт. Я думаю, слишком уж узнаваемы были герои и ситуация. Произведение впервые было опубликовано в 1882 год, когда никого из его героев уже не было в живых. В центре повествования – Григорий Александрович, или Жорж Печорин. Ни в коем случае не стоит отождествлять его с героем великого романа, как это сделали авторы телефильма. Этот Печорин даже внешне похож на Лермонтова: «Он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен; казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению… Лицо его смуглое, неправильное, но полное выразительности, было бы любопытно для Лафатера и его последователей: они прочли бы на нём глубокие следы прошедшего и чудные обещания будущности… толпа же говорила, что в его улыбке, в его странно блестящих глазах есть что-то…»

Сушкова выведена здесь как Лизавета Николаевна Негурова и описана беспощадно: «Она была в тех летах, когда ещё волочиться за нею было не совестно, а влюбиться в неё стало трудно», она «была бы недурна, если б бледность, худоба и старость, почти общий недостаток петербургских девушек, не затмевали блеска двух огромных глаз и не разрушивали гармонию между чертами довольно правильными и остроумным выражением».

В романе показана жестокость Печорина: ухаживал за Негуровой, отбил всех прочих воздыхателей, а затем отошёл в сторону, послав ей письмо за подписью «покорнейшего слуги Каракулы», где указывает: «Мне известно, что Печорин вам нравится, что вы всячески думаете снова возжечь в нём чувства, которые ему никогда не снились, он с вами пошутил — он недостоин вас: он любит другую, все ваши старания послужат только к вашей гибели, свет и так указывает на вас пальцами, скоро он совсем от вас отворотится».

Автор указывает на причины действий героя: «Печорин был ещё в свете человек — довольно новый: ему надобно было, чтоб поддержать себя, приобрести то, что некоторые называют светскою известностию, т. е. прослыть человеком, который может делать зло, когда ему вздумается… Сделаться любовником известной красавицы было бы слишком трудно для начинающего, а скомпрометировать девушку молодую и невинную он бы не решился, и потому он избрал своим орудием Лизавету Николаевну, которая не была ни то, ни другое. Как быть? в нашем бедном обществе фраза: он погубил столько-то репутаций — значит почти: он выиграл столько-то сражений». Беспощадно. Но так ли всё было на самом деле? Ведь в романе отсутствует предыстория отношений героев.

До нас дошли письма Лермонтова. В них он достаточно откровенно рассказывает эту историю. В письме той самой Сашеньке Верещагиной скажет ясно: «Я хорошо отомстил за слёзы, которые заставило меня проливать кокетство m-lle С. пять лет тому назад». И расскажет, во многом предвосхищая развитие действия романа (который будет писаться чуть позже): «Я увидел, вступая в свет, что у каждого имеется свой пьедестал: богатство, имя, титул, покровительство... Я понял, что если бы мне удалось кого-нибудь занять собой, то другие незаметно займутся мной, сначала из любопытства, а потом из соревнования. Я понял, что С., желая меня словить (технический термин), легко со мной скомпрометирует себя. Поэтому я её скомпрометировал по мере моих сил, не скомпрометировав одновременно самого себя». А дальше он опишет и свои ухаживания, и последующее развитие событий, и письмо, которое – единственное отличие от романа! – попало «случайно» в руки тётки Сушковой: «Сударыня, я человек, который вас знает, но вам неизвестен и т. д... предупреждаю, остерегайтесь этого молодого человека. М. Л. — Он вас обольстит — и т. д. — Вот доказательства (глупости) и т. д...» После этого, конечно, следует разрыв.

Примерно так же опишет историю и сама Сушкова, но, конечно же, с куда бо́льшими подробностями. При первой встрече «Мишель уже подбежал ко мне, восхищённый, обрадованный этой встречей, и сказал мне:

— Я знал, что вы будете здесь, караулил вас у дверей, чтоб первому ангажировать вас».

А потом добавит: «Я поспешил похвастаться перед вами моим гусарским мундиром и моими эполетами».

Затем она подробно опишет, как Лермонтов нашёл способ быть принятым в её доме, как ухаживал за ней. Будут долгие и подробные описания встреч и клятв, затем – то самое письмо, после которого Лермонтову «откажут от дома», нарастающая холодность Лермонтова - и последний разговор:

«— Ради бога, разрешите мое сомнение, скажите, за что вы сердитесь? Я готова просить у вас прощения, но выносить эту пытку и не знать за что — это невыносимо. Отвечайте, успокойте меня!

— Я ничего не имею против вас; что прошло, того не воротишь, да я ничего уж и не требую, словом, я вас больше не люблю, да, кажется, и никогда не любил.

— Вы жестоки, Михаил Юрьевич; отнимайте у меня настоящее и будущее, но прошедшее моё, оно одно мне осталось, и никому не удастся отнять у меня воспоминание: оно моя собственность, — я дорого заплатила за него.

Мы холодно расстались…»

-2

Да, конечно, в поэта можно бросить очередной камень и посчитать его месть слишком жестокой, но есть ещё один нюанс.

Лермонтов в письме Верещагиной умолчит, но Сушкова будет рассказывать, что своими ухаживаниями поэт лишил её почти официального жениха - Алексея Лопухина. И вот тут нужно уже рассмотреть подробности.

Лопухин – ближайший друг Михаила Юрьевича. В письме к его сестре Марии Лермонтов опишет свои эмоции при приезде Алексея в Петербург: «Я был в Царском Селе, когда приехал Алексей; когда я об этом узнал, я от радости чуть не сошёл с ума; я вдруг заметил, что говорю сам с собой, смеюсь, потираю руки; вмиг я вернулся к своим минувшим радостям. Двух страшных годов как не бывало...»

Впервые о каких-то отношениях Сушковой с Лопухиными Лермонтов узнает, видимо, летом 1833 года. В письме М.А.Лопухиной есть фраза: «Я вам верю, что m-lle С. лгунья, ибо я знаю, что вы никогда не скажете неправды, тем более если это что-нибудь дурное! Бог с ней!». А после новой встречи с Алексеем в письме к ней же появятся многое объясняющие слова: «Послушайте, мне показалось, что он питает нежность к Екатерине Сушковой... знаете ли вы это? — дядюшки этой девицы хотели бы их повенчать!.. Сохрани Боже!.. Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за всё, что попадается на пути! — Было время, когда она мне нравилась. Теперь она меня почти принуждает ухаживать за ней... но я не знаю, есть что-то в её манерах, в её голосе такое жёсткое, отрывистое, резкое, что отталкивает. Стараясь ей понравиться, испытываешь потребность её компрометировать, наблюдать, как она запутывается в собственных сетях».

Письмо написано 23 декабря 1834 года, в то время, когда, судя по мемуарам Сушковой, её роман с Лермонтовым был в полном разгаре и поэт прекрасно знал о намерениях Лопухина.

Получается, что Лермонтов стремился не только отомстить кокетке, но и избавить друга от когтей «летучей мыши».

А.А.Лопухин. Фотография сделана, конечно, много лет спустя
А.А.Лопухин. Фотография сделана, конечно, много лет спустя

Конечно, месть женщине – не самое лучшее дело для мужчины (хотя, по нашим понятиям, Лермонтова трудно назвать взрослым мужчиной: ему едва исполнилось двадцать). Сложно сказать, насколько точны эти рассказы: если Лермонтов пишет достаточно спокойно, то Сушкова явно стремится преувеличить свои переживания.

Но посмотрим на дальнейшие судьбы действующих лиц.

Лермонтов, как мы прекрасно знаем, так и остался одиноким.

Лопухин в 1838 году женился на княжне Оболенской, в браке имел семерых детей (я уже приводила в одной статье фрагмент письма, где поэт поздравляет его и его «милую жену» с рождением сына, впоследствии гордившегося, что его «рождение воспето Лермонтовым»).

В том же 1838 году устроила свою судьбу и Сушкова: она вышла замуж за А.В.Хвостова, давнего своего поклонника (они познакомились ещё в 1829 году),он был дипломатом, хотя и невысокого ранга, они подолгу жили за границей. У неё были дочери Анастасия и Александра.

Историк М.И.Семевский, издавший записки Сушковой и записавший её устные рассказы, с её слов поведал о свадьбе: «Бракосочетание молодой четы было в Петербурге, и обряд венчания совершён в церкви Св. Симеона; народу в церкви было очень много и в толпе публики был заметен Лермонтов; он, если не ошибаюсь, незадолго перед тем вернулся с Кавказа, из ссылки, и вновь поступил в гвардию. Нам рассказывали, будто Лермонтов усиленно просился быть шафером у Е. А., и будто бы, не получив на то согласия, всё-таки присутствовал при обряде венчания, и будто бы плакал». По записи П. В. Висковатова, когда А.П.Шан-Гирей прочитал этот отрывок из послесловия к запискам Сушковой, он «расхохотался и сообщил, что он в церкви был вместе с Лермонтовым и не только не видал его плачущим, но, напротив, в весьма весёлом настроении». Впрочем, и в продолжении рассказа Семевского грусти Лермонтова мы не увидим: «Рассказывают, что из церкви Лермонтов поспешил прежде молодых в дом жениха и здесь, в суете приема молодых, сделал оригинальную шалость: он взял солонку и рассыпал соль по полу. ’’Пусть молодые новобрачные ссорятся и враждуют всю жизнь’’, — сказал Лермонтов тем, которые обратили внимание на эту умышленную неловкость».

Если так, то поэт остался верен себе! Хотя есть и другие мнения…

Сушкова начала «делать себе имя» вскоре после смерти Лермонтова: в 1844 году в двух номерах «Библиотеки для чтения» появятся двенадцать неизвестных в ту пору его стихотворений с названием «Из альбома Е.А.Сушковой». А после смерти Хвостова, скончавшегося в 1861 году, в доме Екатерины Александровны часто бывали интересные люди – тот же Семевский, явно очарованный ею, - он писал о ней: «Она хорошо была известна как женщина с большим природным умом, не лишённым хотя и светского, но довольно солидного образования, и искренно оказывавшая сочувствие к деятельности наших лучших писателей и музыкантов. В её гостиной в течение последних лет всегда можно было встретить некоторых из наиболее заметных деятелей в области как отечественной словесности, так в особенности музыки. Приветливость Екатерины Александровны, уменье говорить, заметная острота ума делали её беседу довольно интересной». Известно, что у неё бывали П.И.Чайковский и А.Н.Апухтин, которому она покровительствовала. Поэтому – как знать? – уважаемый историк мог и несколько изменить события, чтобы приукрасить образ этой женщины, тем более, что возразить ему никто не мог: Сушкова умерла в 1868 году, намного пережив поэта, а заключительная часть её записок, где речь шла о петербургских событиях, вышла посмертно.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь