Найти тему

Нет права на ошибку. Как россиянка создает платья из советских тканей

Оглавление

Забытые советские ткани под ее руками превращаются в прекрасные винтажные платья. Заниматься такой работой петербургская мастерица Альфия Айситулина начала в 2016, хоть шить одежду стала еще в 90-е гг. О том, что это принесет ей популярность среди модниц, девушка и не думала: нужно было воспитывать и содержать маленького сына.

Свою историю Альфия рассказала нашему телеканалу.

Неужели советские ткани никому не нужны?

Никому не надо совершенно, я как санитар, я освобождаю их шкафы от ткани. Ткани совершенно новые. Как правило, они в очень хорошем состоянии. На некоторых просто наклейки от заводов сохранились. И по сравнению с современными тканями, они лучше в основном.
Если сравнивать российские ткани и те — это очень большая разница. Иногда встречаю российские ткани с такими же принтами, но там даже в рулоне видно, что она не выдержит даже пары стирок.

Как Вы решились их покупать?

Мне как-то подарили современные немецкие ткани, но они были в такой в ретро-эстетике. Там были узоры: машинки, часы, карандашики. Я сшила себе платья, и они получились очень классные, и когда я в них где-то появлялась, мне все говорили «вау, как здорово». И я такая: «Хочу еще таких платьев». Но эти ткани были дорогие и у нас вообще не продавались. Я стала искать, какие есть варианты замены, и нашла продавцов советских тканей.
-3

Начать свой бизнес довольно не просто. Как это получилось у Вас?

Вначале не было денег поехать и купить у всех, хотя ткани недорогие, но для бизнеса нужен стартовый капитал, которого у меня не было. И по идее, если бы был человек более опытный с деньгами, он бы сначала накупил все ткани по городу, а потом бы уже предлагал варианты. Но я на тот момент не могла точно знать, какая ткань понравится, какая нет. Я только руководствовалась своим вкусом. Делала скриншоты, присылала людям, люди выбирали, делали заказ, вносили оплату. И при прекрасном стечении обстоятельств, если эта ткань оставалась еще в наличии у продавца, я ее выкупала и шила платья.
Кстати, только один раз было такое, что внесли предоплату, а ткань уже продали. Предоплату я тогда вернула.

Был ли какой-то страх, когда начинали?

Я стеснялась предлагать людям эти ткани, потому что у людей бывает первая реакция такая странная. Они не могут это понять, принять. У них могут быть дурацкие ассоциации. И все равно это не новая вещь, казалось бы.
Но появились добрые мои знакомые, которые заказали у меня платья. Получилось классно, и оказалось, что у меня наработалась какая-то база фотографий, я их выкладывала в Instagram, и, оказалось, что никто не переживает по этому поводу.

Мы начали говорить о разнице между советскими и современными тканями. В чем еще отличие между ними?

У современных более блеклая печать, сами ткани тоньше. Раньше они какие-то накрахмаленные были, форму хорошо держали, а современные постираешь — и они чуть ли не в марлю превращаются.
Кроме того, мне очень нравятся узоры советских тканей. Не знаю, может, это память поколений, но они вызывают у меня очень теплые чувства.
Да и большинство старых тканей - это хлопок почти 100-процентный. С ним очень удобно работать, он почти не садится при стирке, не линяет. Это даже уже не к хлопку, а именно к качеству советской ткани.
Большинство говорит, что «она, наверно, ветхая, ведь ткань разрушается с годами», но я не встречала ветхих. А эти ткани не ветхие, несмотря на то, что они лежат. Я не знаю, может, люди очень ответственно хранили, может быть, просто какое-то исключительное качество.

Однако каждое платье из советских тканей штучный экземпляр?

Да, все верно. Это сейчас ткани выпускают довольно широкие — 150 сантиметров, раньше они были 80 сантиметров. Т.е. на одно платье надо 4 метра ткани. И в целом, у людей как раз и лежат отрезы по 3,5 — 4 метра, и получается, что каждое платье уникально в своем роде.

Всегда ли хватает этой ткани?

Если ты отвлекся, за что-то зацепился, ты просто можешь обрезать, повредить или разорвать ткань. И тогда все. Тебе не из чего сделать снова такой рукав, ты не можешь пойти в магазин и докупить 50 сантиметров на этот рукав. Ты должен что-то придумать. Поэтому нельзя ошибаться, надо, чтобы с первого раза все хорошо получалось.
В этом есть свои минусы, потому что другим людям понравилось платье, а ты им, как попугай: «Такого больше нет, такого больше нет».

Из каких материалов чаще всего в советское время делали ткани?

В основном это хлопок, иногда штапель — это смесь с вискозой — она тогда была популярна. Хлопок пополам с вискозой очень мягкий такой. Бывает шелк искусственный и нет, но он не очень часто встречается. Надо сказать, что даже искусственный очень классный, приятный к телу и расцветки потрясающие.

А какие расцветки сейчас можно достать?

Чаще всего встречаются цветочки — розочки или какие-то садовые или полевые цветы. Я, кстати, больше полевые люблю. Еще бывает горошек, геометрия.
Производили и детские ткани — они так и назывались раньше. Их обычно делали из фланели или на хлопка такого приятного. Наносили на них узоры с морячками, корабликами, зверьками или девочками с собачкой. Детские ткани очень классные, их покупают даже женщины, которые далеко уже не дети, и чувствуют себя прекрасно.

Ваша работа не только красивая, но и экологичная?

Я не могу сказать, что я не думала, что это экологично. Просто это не был самоцелью. Изначально меня привлекали особенные узоры, а не то, что это экологично, а потом начали наслаиваться плюсы. И сейчас я активно продвигаю эту мысль, потому что есть люди, которые не покупают в секонд-хенде одежду по каким-то своим причинам, но хотят не поддерживать перепроизводство, и тогда выхожу я.