1 апреля ( в день дурака!) 1896 года известный во всем мире парижский музей Лувр, приобрел скифскую тиару Сайтоферна и заплатил за нее огромные в те времена деньги – 200 тыс. франков (около 50 000 рублей). Тиара представляла собой куполообразный парадный шлем-корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы. Шлем был разделен на несколько горизонтальных поясов с орнаментами, которые изображали сцены из гомеровского эпоса. Считалось, что жители греческой колонии принесли ее в дар скифскому царю, чтобы тот снял осаду с города.
Крупнейшие учёные Франции безоговорочно признали золотую шапку весом около 500 граммов подлинной и с помпой выставили ее в зале античного искусства.
К новому экспонату в Лувре выстраивались огромные очереди. Французы считали, что их город теперь может похвастаться двумя достопримечательностями: башней Эйфеля и тиарой Сайтоферна.
В 1896-м году в музей приехал специалист по античному искусству, профессор археологии и истории Адольф Фуртвенглер. Осмотрев тиару, он заявил, что это подделка. Профессор считал, что фигуры, изображенные на ней, были лишены обязательной пластики, присущей Античности. Указывал историк и на сюжетное несоответствие: у древних греков боги изображались атлетами, но никак не детьми.
Однако дирекция Лувра не согласилась с мнением ученого, и тиара пробыла в экспозиции музея еще 7 лет.
В 1903-м газета «Figaro» получила телеграмму от переехавшего в Париж ювелира Лифшица. Тот уверял, что тиару создал его знакомый из Одессы Израиль Хацкелевич Рухомовский.
С Рухомовским связались и пригласили во Францию. Несмотря на то, что предполагаемый автор представил эскизы и рабочие чертежи, эксперты ему не поверили. Невозможно, чтобы человек, который нигде не учился, а ювелирным и граверным мастерством овладел самостоятельно, создал подобный шедевр. Только когда на глазах искусствоведов тот изготовил часть украшения, все сомнения отпали.
Это был скандал. Во всех парижских кабаре стали петь куплеты, высмеивавшие и ученых, и парламент, которые подарили огромные деньги аферистам.
Самого ювелира оправдали. Он изготовил украшение по заказу торговцев антиквариатом, одесситов братьев Гохманов, и в продаже тиары не участвовал. Лувр переместил тиару из отдела древностей в отдел современного искусства, а парижский Музей декоративного искусства присудил Рухомовскому награду за выдающееся мастерство.
Последние 30 лет жизни Израиль Рухомовский провел в Париже. Работал реставратором в Лувре и ювелиром.
Но история с одесскими подделками на этом не закончилась. Через три года после смерти гениального ювелира, Лувр снова приобретает скифский «артефакт». На этот раз это был серебряный рог в виде головы вепря. Установить, что это подделка смогли только через несколько лет, а в афере опять оказалисьа задействованы одесситы Гохмановы. Возможно, и к этому творению «приложил свои золотые руки» знаменитый ювелир Израиль Рухомовский.
Одесса не забыла своего талантливого соотечественника: в 2014 году на доме, где он жил, появилась мемориальная доска.