В начале июля 1240 года шведское войско во главе с ярлом Биргером высадилось на правом берегу в устье Невы. Биргер послал письмо молодому новгородскому князю Александру Ярославичу с предложением встретиться на поле боя. Новгородский князь, отслужив молебен в софийском соборе, не дожидаясь помощи от отца великого киевского князя Ярослава Всеволодовича, со своей дружиной и новгородским ополчением отправился к реке Неве. По пути к войску князя Александра присоединилось войско ижоры во главе с воеводой Пелгусием.
После нескольких дней пути Александр Ярославич обнаружил шведов. Рано утром русское войско начало штурм шведского лагеря. Битва длилась до вечера. Новгородский князь встретился в бою со шведским ярлом и «оставил след на его челе» своим копьем. Когда раненого Биргера унесли на корабль, новгородцы повалили шатер шведского полководца. Оставшиеся без руководства шведы стали отступать к воде и только наступившие сумерки вынудили Александра Ярославича отвести свои войска. Наутро шведов на Неве уже не было.
Эта победа сделала имя князя Александра Ярославича знаменитым как на Руси, так и в Европе. Вырос его авторитет среди населения страны. Он получил титул Невского. На фоне князей, не сумевших защитить родину от войск Батыя, его победа над шведами выглядела очень впечатляюще.
Такая точка зрения существовала в русской и советской историографии. Ситуация изменилась в конце 70-начале 80-х гг XX века с появлением книги английского ученого Джона Феннела «Кризис средневековой Руси». В ней автор подвергал сомнению грандиозность победы князя Александра. Основанием для этого Феннел видел в потерях русских в этой битве, указанных в летописи, «20 мужей». Английский историк посчитал, что речь идет о 20 воинах и назвал Невскую битву «мелким приграничным эпизодом».
Книга Д. Феннела «Кризис средневековой Руси» была переведена на русский язык. А его выводы о Невской битве попали в вузовские и школьные учебники по истории России.
В 1995 году в Новгороде состоялась научно-практическая конференция посвященная Александру Невскому. На ней с докладами, посвященными Александру Невскому выступил ученый из Москвы, доктор исторических наук В.А. Кучкин опроверг доводы Феннела. Джон Феннел был известным знатоком русского языка, неизменно побеждавшей в спорах со своей женой русской графиней. Но, иностранец выучивший русский язык, не чувствует его так как его носитель. Это и доказал В.А. Кучкин. Он показал участникам конференции, что слово «муж» в русском языке это не просто мужчина, особь мужского пола, а глава. Глава семьи, старейшина, в семье которого несколько женатых неотделившихся сыновей со своими семьями. Это глава военной организации – воевода. Например, при взятии войсками Батыя Торжка в 1238 году, погибло два «мужа». Трудно представить, что в кровопролитнейшей битве с татарами погибло всего два мужчины. Погибло два воеводы, два командира полка. В Невской же
битве погибли двадцать воевод. Поэтому такое сражение трудно назвать «мелким приграничным эпизодом».Это была, действительно, грандиозная победа русского оружия, справедливо принесшая Александру Ярославичу прозвание Невского.