Очень давно, когда я только начинал путешествовать по нашей большой стране, я познакомился с особыми сезонными дорогами - зимниками.
Для меня, тогда еще начинающего автомобильного путешественника из Средней полосы страны, зимники представлялись какими-то особыми дорогами, на которых можно найти много интересных приключений.
И хотя, зимники можно встретить даже в Костромской или Вологодской области, все-же это преимущественно дороги Крайнего Севера, Арктики и Заполярья.
Их начинают строить и прокладывать с приходом сильных морозов и снега, где - то в ноябре - декабре, а исчезают они обычно в марте - апреле, а в Арктике бывает держатся до мая.
Для многих отдаленных поселков, сел и деревень на Севере нашей страны, в краю топких болот, бескрайней тайги, вечной мерзлоты и тундры, такие сезонные дороги часто единственный сухопутный способ связи с остальной частью страны, пусть и на несколько месяцев в году.
Зимники часто прокладываются в одном и том же месте каждый год, по одним и тем же просекам, болотам, рекам и озерам.
На обслуживании таких зимников работают обычные дорожные службы, которые организуют расчистку зимников, вырубку просек, наведение ледовых переправ, установку дорожных знаков и поддержание зимника в приемлемом состоянии на весь период службы.
Летом же такие дороги не доступны для проезда любой техники, ведь они проложены не просто в глухой тайге, а через многочисленные топкие болота и многочисленные реки. Хотя иногда попадаются зимники, по которым в летнее время можно передвигаться на вездеходах, а иногда и на обычной подготовленной внедорожной технике.
По мере расширения географии своих путешествий, расширялись и возможности техники, на который мы отправлялись в свои приключения. Кроме обычных дорог, пыльных грейдеров и кочкастых грунтовок, в нашем послужном списке стали появляться даже участки зимников в летнее время.
Зимники летом представали перед нами в виде глубоких колей, топких заболоченных просек, и ковровых болот. По которым, тем не менее, можно было вполне перемещаться на подготовленных внедорожниках, с лебедками, поломками, мучениями. Трудно, медленно, но возможно.
На одном из таких зимников на севере республики Коми мы оказались в августе, когда 20 километров зимника преодолевали почти 5 часов. Зимник был проложен в самое отдаленное село на Западе Коми - Мыла из районного центра Усть-Цильма, по старому таежному тракту.
Конечно, никаких ледовых переправ через широкие реки не было, а штурм рек происходил в наиболее мелководных местах вброд.
Но такое возможно не всегда. Как, например, один из самых наиболее известных зимних маршрутов в Сибири из Сургута в Новосибирск через Стрежевой, Игол и Кыштовку.
Зимник проходит по одним из самых больших болот России - Васюганским болотам, а протяженность зимника на участке Игол - Орловка всего 120 км, из которых только 5 км являются не проезжими в летнее время для колесной техники.
Оказавшись здесь летом, хорошо видно расчищенную просеку от Орловки, уходящую к границе с Томской областью, дорожные знаки, закрытое кафе, которое действует в зимнее время и все атрибуты оживленной дороги, которая просыпается только в зимнее время.
В общем, по некоторым зимникам можно ездить и летом, но это только для любителей экстремального внедорожного отдыха и приключений. А остальным путешественникам можно посоветовать ездить по таким дорогам только зимой - будут и новые впечатления и немного приключений.
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!