7-го декабря 1941-го года Японская империя нанесла удар по США. В результате внезапной атаки на американскую базу ВМФ в Перл-Харборе из строя, так или иначе, были выведены восемь линкоров (четыре потоплены), три крейсера и два эсминца, кроме того, американцы безвозвратно потеряли почти двести самолетов и еще полторы сотни нуждались в ремонте. Человеческие потери американцев составили больше трех тысяч погибших и раненых– новая война начиналась для Японии лучше не придумаешь.
За несколько месяцев до атаки командующий Императорским флотом Японии Исороку Ямамото ответил на вопрос премьер-министра Коноэ о перспективах войны с США следующее:
Я буду неудержимо двигаться вперёд в течение половины или целого года, но я отнюдь не ручаюсь за второй или третий год.
Так и вышло.
Ямамото – автор практически всех успешных операций Японского флота на начальном этапе войны погибнет в 1943-м. Американцы устроят за ним настоящую охоту и настигнут адмирала, когда он будет лететь на инспекцию войск после поражения в Битве за Гуадалканал. К этому моменту полгода «неудержимого движения вперед», за которые Япония оккупирует Филиппины, Голландскую Ост-Индию и острова Тихого океана, завершатся Битвой за Мидуэй в начале июня 1942-го. После Сражения за Мидуэй Япония будет лишь отступать и защищаться.
К октябрю 1944-го союзники добились перелома на Новой Гвинее, на Марианских и Маршалловых островах. В июне-июле 44-го американцы заняли Сайпан – с этого момента бомбы начали сыпаться на города Японского архипелага, как декабрьский снег. Следующей целью союзников, очевидно, должны были стать Филиппины.
Ситуация начала стремительно становиться угрожающей – Филиппины всегда были ключом к региону. Их потеря могла привести к тому, что крупная группировка японских войск на Калимантане, Яве, Суматре и в Сингапуре будет фактически отсечена от японских линий командования и снабжения. Для того, чтобы сорвать планы американцев, к Филиппинам выдвинулся Объединенный флот – крупнейшее соединение Императорского флота Японии.
Вновь извлечена из забвения старая, еще довоенная концепция одного большого сражения. Эта концепция уже сработала однажды – в 1905-м году японцы разбили в Цусимском сражении русский флот, чем предопределили исход войны. Теперь все усилия японцев направлены на то, чтобы вернуть себе стратегическую инициативу.
17-го октября 1944-го года американцы высаживаются на остров Лейте, и битва за Филиппины начинается.
За несколько дней до этого – 13-го октября – командующим 1-м Воздушным флотом ВМФ Японии, развернутым на Филиппинах, становится вице-адмирал Такидзиро Ониси. У вице-адмирала Ониси была идея, как остановить американцев.
В японской воинской традиции самопожертвование всегда было особенным действом. К 44-му американцы уже успели познакомиться с банзай-атаками, когда кучи злобных японцев бросались на ощетиненные пулеметами позиции в безнадежную штыковую. Успели союзники узнать и японских летчиков, которые направляли свои машины прямо на палубы их кораблей или в гущу их войск. Такие акты не были редкостью, скорее наоборот – редкостью были ситуации, когда японские солдаты перед лицом неминуемого поражения не жертвовали собой тем или иным способом.
Однако, вопреки распространенному мнению, до 44-го года ни в палубной, ни в сухопутной авиации не было специальных отрядов пилотов-смертников. Эти отряды придумал Ониси.
19-го октября на одном из брифингов вице-адмирал Ониси заявил:
Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить, стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-киллограмовой бомбой Zero на американский авианосец.
К этому моменту Ониси уже в течение нескольких суток занимался формированием летной группы, единственной задачей которой была самоубийственная атака на корабли противника. Вопрос о выживании пилота даже не стоял – сама тактика, предложенная Ониси, подразумевала пикирование самолета с бомбой на палубу корабля противника без непосредственного сброса бомбы и ухода на вираж.
Эту и все подобные группы летчиков-смертников впредь станут называть Симпу токубэцу ко: гэки тай (神風特別攻撃隊) – Специальные ударные отряды «Божественный ветер». Термин «камикадзе» родился от буквального прочтения первых двух иероглифов 神 – ками (божество) и 風 – кадзе (ветер). Он закрепился в англоязычной, а через нее и в прочих не японских средах благодаря японским эмигрантам. В самой Японии сочетание этих двух иероглифов обычно читают, как одно слово – симпу. Впрочем, значит это слово то же самое – божественный ветер.
Что еще за «Божественный ветер»? В XIII-м веке монгольскому хану Хубилаю стало скучно на материке, и он решил завоевать Японию. Построил много кораблей, загрузил на них много войск, да только при приближении к Японским островам на море разыгралась непогода. Сильнейший ветер разметал монгольский флот, и вторжение закончилось, толком не начавшись. Это было в 1274-м году… Через семь лет Хубилай сделал все то же самое, только этот флот был еще больше. Но результат был прежним – мощный тайфун и разбитые доски на воде. Японцы, как и положено жителям XIII-го века, списали все не на переменчивую удачу, а на постоянную божью опеку и назвали эти тайфуны Божественным ветром. Теперь Божественный ветер вновь должен был защитить Японию.
Добровольцев, желавших погибнуть с криком «банзай», хватало, а вот опытных летчиков не очень. Тактика Ониси требовала от летчика достаточно высоких навыков, ведь необходимо было не просто врезаться в корабль противника – для максимального ущерба нужно было направить свой самолет прямо на палубу – в самое слабое место. Поэтому на первых порах в отряды камикадзе набирали отнюдь не восемнадцатилетних мальчишек. Основу первого отряда составили летчики 201-й авиагруппы 1-го Воздушного флота – именно им предстояло пожертвовать собой.
Двадцать шесть машин – половина для атаки, вторая половина для сопровождения. Отряд предполагалось разделить на четыре группы: «Сакисима», «Ямато», «Асахи» и «Ямадзакура». Командовать отрядом был назначен лейтенант Юкио Сэки. Он же был непосредственным командиром группы «Сакисима». Все летчики были добровольцами.
Юкио Сэки был достаточно опытным пилотом, пускай и не отметился какими-то достижениями. Он служил в палубной авиации с 1941-го года и принимал участие в качестве истребителя в Битве у атолла Мидуэй в июне 42-го. В 1942-43 переучивался на палубный бомбардировщик, а после этого сам преподавал в летной школе в Касумигауре. В начале осени 44-го его перевели сперва на Тайвань, а после на Филиппины, где дали под командование 301-ю эскадрилью 201-й авиагруппы.
Собственно, Сэки на роль командира отряда самоубийц предложил его непосредственный начальник – командир 201-й авиагруппы капитан Тамаи. Сам Юкио отнесся к этой идее без энтузиазма, но отказать не мог – японцы, есть японцы. Дело было не в трусости – уже перед самым вылетом на свою последнюю миссию Сэки дал интервью журналисту Масаси Оноде и высказался в том смысле, что вполне способен сбросить 500-киллограмовую бомбу на палубу авианосца и вернуться назад, не жертвуя собой… Вообще, Юкио, судя по всему, был вполне толковым парнем, прекрасно понимавшим, что происходит вокруг – его слова из того же интервью:
Плохи дела Японии, раз она заставляет своих лучших пилотов гибнуть. Я иду на это не за Императора и не за Империю. Я иду на это потому, что мне так приказано!
Кстати, называя лейтенанта Сэки, опытного военного летчика, командира отряда смертников парнем, я вовсе не допустил какую-то фамильярность – ему было всего двадцать три года на момент гибели.
Первый боевой вылет нового отряда состоялся уже 20-го октября 1944-го. Это была группа «Сакисима» под непосредственным командованием лейтенанта Сэки. Смертники провели все нужные ритуалы, оставили послания родным, подняли последний тост за здравие Императора и благополучие Империи, ушли в небо, чтобы не вернуться… и вернулись через несколько часов. Им не удалось обнаружить подходящую цель. Еще четыре раза камикадзе будут возвращаться на землю, не найдя свою смерть. Наконец, 25 октября им повезет. Это снова будет группа «Сакисима» – пять камикадзе и четыре истребителя сопровождения.
Кстати, командиром звена сопровождения группы «Сакисима» являлся не какой-то ноунейм, а лейтенант Хироёси Нисидзава – самый результативный японский ас Второй мировой войны. На счету лейтенанта Нисидзавы от 87 до 150 сбитых (такой разброс из-за того, что японцы не вели индивидуальную статистику летчиков, но только статистику подразделений). Впрочем, в этой драме Нисидзава был второстепенным персонажем.
25-го октября самолеты поднялись в воздух с аэродрома в Мабалакате (остров Лусон; Филиппинский архипелаг) в 7:25 утра по местному времени. Около 10 часов японцы заметили группу американских кораблей у восточного побережья Лейте. Сквозь водяную взвесь удалось рассмотреть несколько неприятельских линкоров и три десятка прочих кораблей под защитой двадцати истребителей. Поняв, что их изрешетят еще на подлете, и задача не будет выполнена, Сэки принял решение продолжать полет, не инициируя сражение.
В 10:40 группа «Сакисима» обнаружила еще одну американскую эскадру. На этот раз это было авианосное соединение из пяти эскортных авианосцев и нескольких крейсеров. Противник был изрядно потрепан, ведь всего за пару часов до этого вышел из боя с японским флотом, потеряв один авианосец и три крейсера – решающая морская Битва в заливе Лейте шла уже третьи сутки, и авианосцы, которым не повезло попасться на глаза группе лейтенанта Сэки, были лишь частью масштабного действа, бушевавшего в сердце Филиппинского архипелага.
В 10:50 Сэки повел звено камикадзе на вражескую эскадру, выбрав целями атаки авианосцы. В 10:51 A6M Zero лейтенанта Сэки спикировал на полетную палубу авианосца «Сент-Ло», перевернулся и взорвался вместе с бомбовым грузом – Юкио Сэки стал первым камикадзе.
*Последние строки наставления для пилотов-камикадзе, выпущенного в мае 1945-го года.
Все пять камикадзе из группы «Сакисима» погибли в той атаке. На авианосец «Сент-Ло», кроме Сэки, спикировал еще один пилот. В результате двух атак подряд сдетонировал арсенал, и авианосец разорвало на части. «Сент-Ло» полностью затонул уже через полчаса. Погибли около ста сорока членов экипажа.
Так же были атакованы авианосцы «Уайт Плейнс», «Калинин Бэй» и «Киткэн Бэй». «Уайт Плейнс» и «Киткэн Бэй» получили лишь незначительные повреждения, а вот «Калинин Бэй» едва не повторил судьбу «Сент-Ло», получив пробитую полетную палубу и серьезные повреждения по левому борту.
В действительности, с первыми атаками камикадзе много путаницы. Например, еще 21-го октября японский самолет, снаряженный 200-киллограмовой бомбой, спикировал на палубу австралийского крейсера «Австралия» (наверное, австралийцы долго думали над этим названием), явно используя тактику, разработанную вице-адмиралом Ониси. Австралийцам повезло – бомба не взорвалась, поэтому повреждения не были фатальными, однако погибло тридцать человек экипажа.
Есть информация о том, что еще в сентябре двое летчиков подвесили к своим Zero бомбы с намерением таранить вражеские корабли. Наконец, есть свидетельства о самоубийственной атаке группы Zero ранним утром 25-го октября совсем недалеко от того места, где погибнет группа «Сакисима». Это никак не могли быть летчики лейтенанта Сэки. В этой атаке получил серьезные повреждения эскортный авианосец «Суони».
Однако, в случае с «Австралией» действовал одиночка, а Ониси планировал использовать для атак звенья камикадзе. Возможно, это была отработка тактики. Так или иначе, даже имя того пилота не было установлено наверняка, и обстоятельства его последнего полета так, видимо, и останутся тайной. Информация о летчиках, опередивших группу «Сакисима» на целый месяц, весьма обрывочна, а с атакой ранним утром 25-го октября вообще много странного – у американцев в одном раппорте написано, что в течение дня было несколько подобных налетов, а в другом, что только одно авианосное соединение было атаковано смертниками, и в виду имеется, очевидно, атака группы «Сакисима».
Так или иначе, именно с атаки группы лейтенанта Сэки и его людей начинается массированное применение летчиков-камикадзе. До конца Сражения за Филиппины смертники уничтожат два авианосца (считая «Сент-Ло»), шесть эсминцев и одиннадцать транспортов, и это не говоря о поврежденных и выведенных из строя кораблях, счет которых идет на десятки. Поначалу эффективность камикадзе будет феноменальной – размен пяти истребителей на один потопленный и три поврежденных авианосца, это не просто успех – это триумф тактики Ониси. Но вскоре опытные пилоты у Японии кончатся, а юнцы, обученные даже не до уровня «взлет-посадка», а до уровня «взлет-вечность», не смогут действовать так же эффективно, как лейтенант Сэки. В итоге около 90% всех камикадзе будут сбиваться еще на подлете к кораблям союзников.
До конца войны через «Специальные ударные отряды» пройдет около четырех тысяч летчиков. Далеко не все из них погибнут – известны примеры камикадзе, которые несколько раз отправлялись в последний полет, но так и не смогли найти достойную цель.
Данные о результативности атак камикадзе противоречивы – японские источники сообщают о восьмидесяти одном потопленном и ста девяноста пяти поврежденных судах противника; американцы насчитали тридцать четыре потопленных и двести восемьдесят восемь поврежденных. Так или иначе, на последнем этапе войны атаки смертников были для Японии чуть ли не единственным способом уничтожения кораблей противника.
А на Филиппинах для Японии все закончится плохо, даже несмотря на успешные атаки камикадзе. Уже 26-го октября Сражение в заливе Лейте завершится американской победой. Объединенный флот Японии потеряет четыре авианосца, три линкора (включая один из двух крупнейших линкоров мира «Мусаси»), восемь крейсеров, двенадцать эсминцев и около десяти тысяч моряков. Потери американцев будут значительно меньше. Больше крупных операций японский флот не предпримет до самого конца войны. Япония проиграла свое Ватерлоо.
Ну, и немного о персоналиях:
Вице-адмирал Ониси «отец камикадзе» вспорет себе живот в августе 1945-го года, не стерпев позора капитуляции Японии в войне. Он умрет в муках через несколько часов.
Капитан Тамаи – командующий 201-й авиагруппы, предложивший лейтенанту Сэки возглавить отряд самоубийц, переживет войну и, по некоторым данным, станет буддийским монахом.
Лейтенант Нисидзава – лучший ас Японии и командир звена прикрытия группы «Сакисима» одержал 25-го октября две подтвержденных победы. Вернувшись с задания, он подал прошение о переводе в отряд камикадзе, но получил отказ. Нисидзава погибнет на следующий же день. Это не будет яркая схватка с американскими истребителями – лейтенант будет пассажиром транспортника, напоровшегося на несколько истребителей противника.
Синтоизм – странная религия. По сути, это язычество, круто замешанное с культом предков. Божеств (ками) в синтоизме огромное множество. Но храм Ясукуни посвящен не ками – здесь чтят память всех воинов, погибших за Японию, начиная с 1867-го года. Впрочем, в 1874-м император Мэйдзи посетил храм и формально приравнял всех павших японских солдат к ками.
На самом деле, такой подход вызывает некоторые вопросы, ведь наряду с героями Мукдена и защитниками Иводзимы, здесь почитают, например, военных преступников, устроивших Нанкинскую резню. Каждый раз, когда японский премьер-министр посещает храм Ясукуни, китайцы с корейцами выражают свою лютую попоболь через гневные дипломатические ноты.
Однако, есть те, кто безусловно заслуживает почитания в храме Ясукуни и даже обожествления, раз уж японцам угодно жить в мире, забитом богами под завязку. Это летчики-смертники из «Специальных ударных отрядов» – смельчаки, поднявшие Божественный ветер
Автор - Александр Долгирев.