Синдром выученной беспомощности был впервые описан американским психологам Мартином Селигманом. Подтверждением его теории стал эксперимент с собаками, которые были помещены в три клетки. В первую клетку проводился слабый, но довольно чувствительный разряд электрического тока, собаки ничего не могли изменить, они метались по клетке, потом ложились и жалобно скулили. Во вторую клетку так же был проведен ток, но там находилась кнопка нажав на которую собаки могли отключить ток, что они и делали. В третьей клетке не было тока. После некоторого времени собак помещали в общий ящик с электротоком, но оставляли открытой перегородку так, чтобы собаки могли выпрыгнуть и избавиться от неприятных ощущений. Убежали собаки, которые до этого не получали электротока вообще и те, которые имели возможность отключить электроток. Собаки, которые не могли повлиять на неприятное воздействие и здесь не принимали попыток. Они ложились на пол и скулили. Предыдущий опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и это знание порождало ощущение неспособности контролировать ситуацию и бессмысленность усилий.
Затем многочисленные исследования выявили существование этого феномена и у людей. Приобретенный отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует, но люди уже поверили в свою беспомощность.
Селигман отмечает, что выученная беспомощность формируется к 8-ми годам отражает веру человека в степень эффективности его действий: он определил три возможных источника формирования беспомощности:
1.опыт переживания неподконтрольных событий - смерть близкого человека, любимого животного; постоянная критика, обиды, нанесенные родителями, учителями, воспитателями; болезненный развод родителей; скандалы, побои в семье.
2. опыт наблюдения беспомощных людей, в том числе и по телевидению (так называемых «жертв» которые винят во всех своих неудачах жизнь, политиков, ситуацию в стране и др. «сколько не старайся – все без толку»);
3. отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка. Как часто глядя на неуклюжие попытки ребенка, взрослые, недовольно ворчат и торопят, пресекают самостоятельные действия. Убирают игрушки, постель; собирают портфель; одевают и обувают, лишь бы не тратить свое драгоценное время. И постепенно дети понимают: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, какой ты нерасторопный, неуклюжий.
Прочтите внимательно эти три пункта, ведь большинство из перечисленного можно изменить! Не впадайте в панику при неудачах. Ищите другие пути, новые решения. Верьте в своих детей! Не «учите» их беспомощности, покажите сколько прекрасных возможностей дает всем нам жизнь.