В начале тридцатых советская авиапромышленность еще подбиралась к современной, ставшей классической схеме пассажирских самолетов на ближайшие десятилетия - моноплан с двумя моторами и количеством пассажиров более 12-14....
Помощь в этом деле оказали французские конструкторы, которые довольно большой компании прибыли в СССР разрабатывать различные типы самолетов. Один из них - торпедоносец ТОМ-1 был реализован как проект, построен. В серию не пошел - проще было поставить на поплавки советский ТБ-1... Кстати, в работе над этой моделью участвовал будущий знаменитый "истребительный" конструктор Лавочкин... О влиянии французской конструкторской мысли на него нам неизвестно, но он работал и по истребительным проектам вместе с Анри Лавилем (двухместный истребитель ДИ-4)....
Далее, их пути разошлись, Анри Лавиль получил возможность сконструировать пассажирских ЗИГ-1 (далее стал ПС-89). Самолет имел неплохие характеристики, включая два салона для пассажиров (один по нашему - бизнес-класс на 4 человека). В пилотской кабине устанавливались приборы для слепого полета и радиостанция. Около каждого кресла (сервис !) была розетка - куда можно было подключить наушники и слушать радио и объявления экипажа... В целом вполне современный и удобный пассажирский самолет для середины 30-х....
Правда, достраивать его пришлось уже нашему инженеру Кулеву (он же и погиб на испытаниях первого самолета).... Из-за этой катастрофы серийный выпуск сдвинулся на пару лет, однако все-таки шесть штук, плюс к первым двум экспериментальным, выпустили...
Анри Лявиль был вроде как отстранен ои работ в авиапромышленности (НКВД!), но продолжал жить в России (даром что выучил русский), трудился журналистом...
Известен факт, что в 1937 г. первый экземпляр готовили для участия в поисках летчика Леваневского. Самолеты ПС-89 были привлечены к перевозкам и во время советско-финской войны. В основном же они использовались в составе ГВФ для пассажирского сообщения в европейской части СССР. ПС-89 летали из Москвы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел...
По меньшей мере три самолета были в строю даже в 1943-м году... Причем вполне исправные...
Технические характеристики:
Тип двигателя - два М-17Ф
Мощность, л.с. - 2 х 730
Максимальная скорость, км/ч у земли - 284; на высоте - 244
Практическая дальность, км - 1300
Практический потолок, м - 4400
Экипаж, чел - 2
Полезная нагрузка: 14 пассажиров или 1300 кг груза
Пост о другом советском пассажирском самолете тех лет - здесь.
О спутниковой связи читайте тут.
Всем спасибо; а за лайк - Большое :-)