Найти в Дзене
Beautiful Lady

«Забытые имена»: две знаменитые сестры в преддверии Революции

Оглавление
Анна и Мария Домашёвы
Анна и Мария Домашёвы

Среди имён прошлого много забытых. Время идёт вперёд и в людской памяти остаются единицы. Такими, почти исчезнувшими единицами, стали для меня две прекрасные сестры Домашёвы – невероятно красивые, одарённые и очень известные актрисы, воспитанницы царской России, впитавшие в себя её культуру, традиции, жизненный устав и пережившие все ужасы Революции, две мировые войны и даже ленинградскую блокаду

Мария Домашёва

История сильной женщины, связавшей две эпохи – Российскую империю и Советский Союз – и ставшей символом поколения победителей

Мария Домашёва
Мария Домашёва

Старшая из сестёр – Мария Петровна Домашёва – появилась на свет в самом начале января 1875 года. Девочка получила образование в духе того времени: была развита эстетически и музыкально. В мае 1893 Маша окончила Московское драматическое училище А.А. Федотова. При чём драматическим отделением в то время руководил сам В.И. Немирович-Данченко.

В 18 лет лет Маша дебютировала в знаменитом Московском театре Корша. Театру на тот момент было всего 8 лет, но он гремел на всю столицу. Дело в том, что его владелец Фёдор Адамович Корш шёл не просто в ногу со временем, а опережая его. В то время, когда в Большом и Малом театре пользовались газом, у Корша было электрическое освещение, которое, по словам зрителей, «производило огромное впечатление».

Известный меценат А.А. Бахрушин пожертвовал театру деньги, на которые Корш обустроил его по последнему слову техники. При чём касалось это не только освещения, но и самих декораций.

Сохранились любопытные записи современников об этом:

«Большим газетным шумом сопровождалась одна из коршевских премьер. Успех этот объяснялся не особыми достоинствами пьесы, а одним необычным для того времени постановочным эффектом: декорация 2-го акта представляла собой разрез вагона.
Под вагоном вращались колёса, за окнами пролетали телеграфные столбы и проходила движущаяся панорама. При подходе к станции панорама и колёса замедляли движение, в окна вплывали станционные постройки и перроны с пассажирами и усатыми жандармами. Звуковое оформление довершало иллюзию».

Вот в такой-то театр и попала юная Машенька. На тот момент он уже обрёл финансовую стабильность, и Корш мечтал перейти от лёгких комедий и пьесок к серьёзным драматическим произведениям.

В театре Корша Мария получила первый актёрский опыт, проявила свой талант и…переехала в Петербург в 1896. В столице, разумеется, была высокая конкуренция, но редкий драматический дар Маши, а также красота и неизъяснимое обаяние, помогли ей завоевать петербургского зрителя. Три года Мария выступает как артистка Санкт–Петербургского театра литературно–художественного общества, а в 1899 переходит в Александринский театр. Её несомненный талант полностью раскрывается в театральных постановках!

Мария Домашёва в роли Снегурочки в Александринском театре
Мария Домашёва в роли Снегурочки в Александринском театре

Однако Мария не остановилась на этом и попробовала себя в съёмках кинофильмов. К сожалению, в отличии от Веры Холодной, до нашего времени не дошли записи немого кино с участием молодой Марии Домашёвой.

Что же её младшая сестра, упомянутая в начале статьи?

Анна Домашёва

Младшая сестра Анечка родилась в 1880 году. Она окончила московскую театральную школу и даже некоторое время была артисткой балета. Однако как и старшая Мария, Анна решает посвятить себя театру.

Она дебютирует в Малом театре с ролью Клерхен (постановка «Эгмонт» Гёте), а затем идёт по стопам старшей сестры и переезжает в Петербург.

Анна Домашёва
Анна Домашёва

Очевидно, сёстры были не только удивительно похожи внешне, одарены и устремлены к цели, но и дружны друг с другом. Уже в 1900 году младшая Анна пробует своё актёрское мастерство в театре литературно-художественного общества Санкт-Петербурга – там же, где до этого работала старшая Мария.

В 1904 г. Анна приступила к работе в театре Коммиссаржевской в Петербурге. Как и сестра, она была наделена ярким актёрским талантом.

Анна выходит замуж за Александра Ивановича Сабурова и выступает уже под его фамилией.

Однако дальнейшая её судьба нам неизвестна. Возможно, исторические документы и архивы поведали бы нам эту историю. Так или иначе, мне показалось несправедливым не упомянуть об Анне.

Кстати, её балетные фотокарточки до сих пор продаются на аукционах, что говорит о том, как популярна она была в своё время.

Но вернёмся к Марии...

Наступает 1917 год. Страна охвачена Революцией. Многие уезжают в эмиграцию. Но только не Мария Домашёва! Она не только отказывается покидать страну, но и предпочитает остаться в эпицентре событий – революционном Петрограде.

О том, как реализовала себя бывшая царская актриса и почему она прошла через блокаду Ленинграда, читайте в статье «Как царская актриса покорила советский кинематограф: история одной «блокадницы».

Если Вам нравится мой канал, ставьте лайк и подписывайтесь! Впереди много интересного.