Найти тему
sehb.ru

Комплекс малого народа

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Недавно у меня произошла встреча и разговор с «пятидесятником». Так называют людей, состоящих в союзе ХВЕ христиан веры евангельской. Мы разговаривали минут 25-30. Мы ни о чем не спорили, не касались острых тем. Нет, просто случайно встретились, поговорили и разошлись. Хотя это недолгое общение скорее можно назвать монологом, нежели диалогом. Я больше слушал, а он говорил. А говорил он о музыкальной группе «Город 312». Кто не знает, эта группа была образована 14 октября 2001 года и названа в честь столицы Киргизии города Бишкека, телефонный код которого — 312. Группа стала известна всей России в январе 2006 года после выхода клипа на песню «Останусь», ставшую саундтреком к фильму «Дневной Дозор». Затем с ажиотажем была принята композиция «Вне зоны доступа», ставшая саундтреком к фильму «Питер FM». Не сказать что суперзвезды, но довольно таки известные музыканты. Так вот оказалось что все они, кроме одного, посещают их общину, где-то в районе Царицыно. Он показывал мне их фотографии, у него также было записано их видео с призывом принять Христа. Он рассказывал, как он это видео показывает людям, которые имеют какое-то отношение к Киргизии. Он так гордился, что такие известные люди посещают их церковь. Я смотрел на этого человека, и мне было грустно, грустно потому что в его поведении чувствовался комплекс неполноценности. Как будто бы они собрание ущербных, неполноценных людей, и вот в их серую жизнь вошел яркий свет, в образе успешных музыкантов. Я вспоминал те немногие встречи с представителями пятидесятнических и харизматических церквей, которые были в моей жизни, и нечто подобное я слышал практически от всех.

Мне трудно представить, что какой-то католик или православный, или иудей или мусульманин станет 20 минут восторженно рассказывать о популярном человеке лишь только потому, что он посещает его храм, или синагогу. Это им кажется естественно. Многие известные люди, добившиеся признания в своей стране или в целом мире, посещают храмы РПЦ, и никому в голову не придет кричать об этом. Нам, евангельским христианам баптистам это свойственно в меньшей степени, опять же делюсь своим личным опытом, но и некоторые из нас тоже подвержены этой напасти. Припомнился рассказ одного брата. Много лет назад во вторую Московскую церковь приходил Андрей Макаревич. Это было очень давно, но это настолько потрясло его, что и по прошествии многих лет он рассказывал об этом. Все это проистекает от неуверенности, от непонимания своего места в жизни и в обществе.

Или я вспоминаю близкого мне человека, который чувствовал призыв быть служителем. И в то же самое время мечтал перейти в Католическую церковь. Но понимал, что не сможет принять целибат. На тот момент у него была невеста. Я его спрашивал, а что тебя привлекает в Католицизме. Он искренне говорил, что хотел бы принадлежать к чему-то большому и великому. Именно этим историческая церковь влекла его. Он все же женился, уехал на Запад и стал служителем церкви, которой около пятисот лет. Наверное, это нормально, когда молодой человек хочет иметь поддержку от старшего человека, он стремиться стать частью большой семьи или клана, или церкви или государства. Но нужно же и взрослеть. А в исторической перспективе это не одно поколение, а сотни и сотни лет. Пока мы еще не обросли мускулами традиции, успехами и неудачами, победами и поражениями. Сто пятьдесят лет — это немного для истории. Это всего шесть поколений.

Было время, когда все свои надежды мы возложили на «старшего брата». И это понятно, ведь самая большая протестантская страна — США. Но старший брат нынче не в почете. Уж очень он замарался, и его поведение на мировой арене нельзя назвать христианским. А так мечтали. Такое сильное плечо. И матушка Европа тоже не смогла взять на руки ребенка, потому что руки ее одряхлели, и она сама еле держится под натиском греха и роскоши. Да еще и в родном доме произошли неурядицы. Одни бросились к матушке в Европу. Другие в объятия дядюшки Сэма в Америку и братство обескровило. Но что ж делать, что есть, то есть. Если бы ни массовая эмиграция, нас было бы сейчас не 50 тысяч, а 500. Еще и внутренние беспрерывные расколы наносят серьезный урон.

После того как мы расстались, я ясно осознал, что некоторые из нас подвержены так называемому комплексу «малых народов», только в религиозном смысле. И этот комплекс неполноценности можно использовать для разрушения. Это так похоже на то, что сейчас происходит в Украине. Украина хвалится своими близкими отношениями с Западом. Стремится хоть как-то насолить России, хоть чем-то ее уколоть, обидеть, и даже не замечает в своем порыве, что Запад использует ее в своих интересах. Заинтересованные люди научились прививать этот комплекс не только малым по численности народам, но и искусственно выделять какую-то часть из большого этноса и внушать им их исключительность.

Русофобские настроения только вредят самой Украине. Также и православнофобские настроения среди нас не приведут к улучшению отношений внутри страны и не придадут нам авторитет. Хотя многие считают, что подобное противопоставления повысит нашу самооценку. Якобы мы проповедуем чистое Евангелие, а вот они исказили чистый смысл. Придя домой, в Интернете посмотрел дискуссию бывшего председателя союза ЕХБ Ю. К. Сипко и православного священники Якова Кротова. Скажу честно, был возмущен. Хотелось бы, чтобы подобные обвинения в адрес РПЦ и вообще России произносились людьми как частное мнение, а то окружающие нас люди могут подумать, что все баптисты мыслят именно так. Вот цитата из этой передачи «700-летняя история православия бесславно завершилась… Мертвая, по сути, религия, живущая прошлым, не способная ответить на вызовы современного человека и общества. Мертвый язык, мертвая литургия, молитва мертвым, поклонение останкам умерших». Далее он называет Православную церковь отломившейся от христианства ветвью. Можете еще прочесть его статью под названием «Мы лучше всех». Складывается мнение, что человек совершенно ничего не понимает в Православии, глубоко не разбирается в истории Церкви и истории России. Слава Богу, что не я один был возмущен этими обвинениями. Вот несколько строчек одного из братьев Московской церкви евангельских христиан баптистов в ответ на эту статью «Мы лучше всех» от 24 .01.2014 год

«Прочитав ваше видение трёх вариантов общественного развития в вашей статье «Мы лучше всех», брата Юрия Сипко, создаётся впечатление, что всё это написано человеком, глубоко обиженным и патологически ненавидящим свою Родину. Бесполезно, видимо, судя по вашей статье, говорить к вам о том, что дом, в котором вы выросли, надо уважать и любить, ибо то место, где мы родились и выросли, дано нам от Бога! Хулить его никому не позволено. Мы живём в христианской и , как бы вам это не нравилось, в православной стране… И в это поругание внесли свою лепту и вы, Юрий Сипко, свой плевок в историю своего народа, своих предков. Одним махом вычеркнув тысячелетнюю историю православных христиан, сотни миллионов православных верующих ныне из списка наследников Царства Небесного. Высмеивая их обряды, поклонение благодатному огню, поклонение святым мощам и так далее, дав СВОЮ оценку, уподобив ереси, а в пример, поставив западную церковь, западный мир — католиков и протестантов (интересно, просили они вас об этом?). Упоминая и расписав взахлёб, что есть хорошего материального, а у нас нет ничего в России, сказав о свободе, в которой живут счастливые европейцы, надо было бы, исходя из ваших прямолинейных взглядов, упомянуть и о глобализации, и об узаконенных однополых браках, усыновлении сирот садомитами, суррогатном материнстве, и об отмене наказания, иначе, узаконивания педофилии. Ведь всё это вписывается в этот такой привлекательный, сытый, умиротворенный, такой желанный западный мир, полный всяких игрушек, куда стремятся, исходя из ваших слов, и рвутся всякие здравомыслящие люди. И самое неприятное, что вы, видимо, не осознаёте и не задумываетесь над тем, что написанное вами сеет зёрна неприязни и вражды между христианами православной и протестантской веры, которые живут в одном доме, имя которому РОССИЯ! У которых один Бог — Отец, Сын и Святой Дух, один Спаситель Иисус Христос, одно Евангелие, и для которого все мы одинаково дороги. Если есть различия в служении Христу, то вправе один Бог судить правильность того или другого. Член Московской церкви евангельских христиан-баптистов – Филиппов Александр. Петрович».

Россия всегда раздражала и пугала Запад. Своими масштабами. Своими запасами природных богатств и одаренными людьми. Ее всегда хотели уничтожить, или хотя бы ослабить. Сделать вассалом. Но уже много столетий она живет, и надеюсь, будет жить. Также всегда подкапывали устои государства и нравственности внутренние враги. И мне очень не хотелось бы, чтобы мы стали внутренними врагами в своей стране. А подобные высказывания несут именно этот посыл. То, что сейчас происходит на Украине, наглядное пособие, как можно потерять здравый смысл. Подумайте только, они используют радикалов и нацистов в борьбе с Россией. То есть русофобия довела их до политической слепоты. Православнофобия довела до духовной слепоты Ю.К. Сипко. Он называет отломившейся от христианства и погибшей ветвью Православную церковь, и тут же поддерживает харизматов, называя их духовную практику общением в духе. Посмотрите, что происходит на собраниях в харизматических общинах. В пору ужаснуться. Я сейчас вам скажу, на первый взгляд, парадоксальную вещь. Я очень рад, что родился и живу стране, где большая часть населения является православными. Хотя я баптист. Еще одна парадоксальная вещь. Мне ближе православный человек, который смиренно склонил голову и шепчет: «Господи спаси и помилуй», нежели харизмат, который кричит, глядя в небо, на непонятном никому языке. Хотя по логике вещей я должен понимать его больше, так как он тоже вышел из протестантов.

Брат Александр Петрович верно охарактеризовал внутреннее состояния Ю. К. Сипко: «Создаётся впечатление, что всё это написано человеком, глубоко обиженным и патологически ненавидящим свою Родину».

И прежде чем восхвалять Западный мир, и его достижения в области материального улучшения жизни, вспомните, когда произошел этот экономический прорыв. Именно тогда когда многие христианские страны провозгласили вслед за Кальвином свое избрание и предопределение. Естественно если я уже спасен раз и навсегда и предопределен к вечной жизни, зачем заниматься духовной практикой? Освобождается масса физической и психической энергии. Куда же ее потратить? Естественно на устройство земной жизни. И затем некоторые богословы выводят идею того, что именно твое материальное благосостояние и является критерием спасения. А вы никогда не думали, откуда все эти страны брали природные и человеческие ресурсы? Они высосали из стран-колоний все, что можно. Сколько миллионов людей погибло, а, сколько стали рабами, для того чтобы восхваляемые вами страны достигли материального процветания? А теперь скажите, много ли у России было колоний? И Соединенные Штаты Америки — когда стали страной номер один на планете? После Первой и Второй мировых войн. Они нажились на чужом горе. И сейчас ведут политику к разрушению и уничтожению неудобных им целых народов. И причем тут Христос, что Он их благословил на эти позорные деяния?

И это не Россия имеет комплекс неполноценности, а как раз те, кто придерживается похожих с вами взглядов. Корень этого раздражения и осуждения — в этом пресловутом комплексе малого народа. Вот несколько черт, которые ярко характеризуют тех, кто имеет этот комплекс.

*Такие люди или группы людей считают себя особенными и избранными. Перевожу в религиозную плоскость. Мы лучше всех. Надо гордиться тем, что мы баптисты.

*Убеждённость в невероятной древности своего народа, в том, что он выделился из остального человечества раньше всех остальных. В религиозном смысле. Мы те, кто сохранил истинную веру первых христиан. Вы все погрязли в обрядах и язычестве, а мы и только мы несем чистое евангелие. Бог с нами также как Он был с христианами первых столетий. Согласитесь, что не состоятельное на деле это утверждение. Первые христиане страдали так, что нам и не снилось. Они гибли тысячами. Горели, страдали на крестах, были разрываемые львами и т. д. Многие же из тех, кто так говорит, как только появляется возможность, бегут за зеленым долларом, сами знаете куда. Понятное дело, что для того чтобы считать себя особенными и избранными, нужно всех вокруг очернить. Первые христиане жили и проповедовали среди язычников, и откровенно развращенных людей. Поэтому необходимо создать вокруг себя такое темное царство, а себя выставить светочем и спасителем погибающих. Чем в принципе и занимается Ю. К. Сипко.

*Один или несколько ярко выраженных «врагов» в виде более крупных народов, на которых сваливаются все проблемы своей нации и свои личные проблемы. В религиозном смысле. Ах, эти Православные и мусульмане. Если бы не они, мы бы построили государство, основанное на христианских принципах, и спасли миллионы людей от ада. И так далее по списку.

Люди с комплексами малых народов отлично подходят для того, чтобы взорвать собственную страну изнутри. Так произошло при развале СССР — тогда этих групп с комплексами было выращено огромное количество. Так происходит сегодня на Украине. То же самое хотят сейчас повторить в России. Опасность состоит в том, что и нас могут использовать, для того чтобы совершить очередную цветную революцию. И что самое оскорбительное, могут использовать втемную. Многие даже и не поймут. Будут считать, что они за чистую веру и Евангелие, а на самом деле окажутся инструментом в политической борьбе.

Что же нам делать, евангельским христианам баптистам России? Во-первых, трудиться и еще раз трудиться. Нам мало лет, но и в эти годы у нас есть яркие страницы. Создавать свою историю и ценить то, что было до нас. Но не превозноситься, а с кротостью и смирением благодарить Бога, что позволил совершить что-то стоящее. Зайдите на улицу Перовскую дом 4а в Москве, в здание Богословской Семинарии, и походите, посмотрите на фотографии наших старших братьев. Работники семинарии создали выставку из сотен старых фото. Столько благородства, силы и любви в этих лицах. Хвалитесь Господом, и старшими братьями, а не встречей с Андреем Макаревичем или группой «Город 312». Это совет братьям, о которых я рассказал в первой части статьи. Было время, когда наше братство играло важную роль в просвещении народа. В распространении христианства. Да, сейчас кризис, с этим надо согласиться. Мы имели шанс, чтобы существеннее влиять на процессы, протекающие в нашем обществе, но сами упустили его в 90-е годы и начале нулевых. Но это не повод теперь обвинять всех вокруг. Необходимо служить, и делиться тем, чем сейчас богаты. Наши детские площадки, лагеря и другие служения сеют семена. Будем ждать всходы.

Во-вторых, если не любить, то хотя бы знать больше о своей стране и своем народе. Может тогда со временем и любовь появится. Не противопоставлять себя ни РПЦ, ни другим институтам. Это совет Ю. К. Сипко и тем, кто мыслит как он. Все великое, что было создано Русской Православной Цивилизацией, за 1000 лет принадлежит и нам, в определенной степени. И Пушкин, и Достоевский, и Прокофьев, и Стравинский — это и наше наследие. Неужели нельзя быть баптистом и любить свою страну? Со всеми достоинствами и недостатками? Можно. Но для этого нужно читать того же Пушкина, и слушать того же Стравинского. Хоть что-то знать об Отцах Церкви и почитать хоть что-то из Святых Отцов. А не только МакАртура и авторов из Америки. Прочтите «Слово о Законе и Благодати» и «Слово о полку Игореве», и я уверяю вас, вы совсем иначе посмотрите на своих предков и свою страну. Прочтите статьи из цикла под названием «Мифы о России» Мединского В. Р., нынешнего министра культуры. и т. д. Посещайте музеи и памятные места. К примеру, я недавно был на Бутовском полигоне. Испытал колоссальное впечатление и получил много полезной информации. То, что происходило там, имеет отношение и ко мне лично, пусть и косвенным образом. Это и грустное место, потому что погибло множество невинных людей. Но это и место подвига многих тысяч русских людей, которые предпочли умереть, но не отречься от веры. Это все наша Россия. И таких мест тысячи. Необходимо приобщаться к наследию своей страны, а не превозносить ценности других стран. Также необходимо хоть что-то знать о православии. Нет в этом ничего страшного. И тогда мы почувствуем себя частью большой многонациональной России, и найдем свое место, и принесем еще больше доброго плода и славы Христу. А если будем массу времени и сил тратить на конфликты и на осуждение, то пропустим главное.

У меня в жизни был период, когда я пренебрежительно относился к православным взглядам своих родственников. В частности мамы. И поверьте, это вело только к конфликтам и отдалению. Когда я решил хоть что-то узнать, о том во что они веруют, я стал уважать и с почтением относиться к их святыням, отношения изменились к лучшему. Это на уровне одной семьи. Здесь же разжигается конфликт в масштабе целой страны, потому что Юрий Кириллович является человеком высокого положения.

Эйнштейн стал Эйнштейном не потому, что гордился своей еврейской национальностью и называл окружающих «гоями». А как раз потому, что не тратил время на такие глупости. И Альфред Нобель не колотил себя в грудь с криками, какой он весь из себя швед. Примеров можно привести ещё сколько угодно. Человек, который по-настоящему что-то значит, или собирается значить в будущем, не скатывается в комплекс малых народов — просто времени на такую дурь нет. Не стоит кричать на каждом углу, что вокруг все безбожники, и не дают нам истинным христианам послужит и прославить Бога.