Все привыкли видеть в известных писателях людей, на которых можно положиться, тех, кто ведет жизнь, полную благочестия и достойных поступков. На самом деле, многие знаменитости запоминаются своим благородством. Были и те, кого убили в пылу дуэли. Были люди, освободившие своих крепостных, и те, кто яростно боролся против самодержавия, тирании и роста цен на гречку.
Но все же в мировой литературе есть некоторые исключения. Мы знакомы с биографиями гораздо более ярких персонажей, тех, кто известен своей грандиозной известностью, любовными похождениями или подлым поведением. Александр Дюма - старший, несомненно, принадлежит к этому роду.
Остроумные аргументы Александра в жарких дискуссиях с его высокомерными коллегами, сибаритские манеры и множество хорошеньких женщин, которые у него были, навсегда войдут в историю. Он никогда не пил ни алкоголя, ни даже кофе, не курил; он был одержим двумя главными вещами в своей жизни: сочинением романов и участием в страстных любовных делах.
Несмотря на легкомысленную жизнь Александра, он не был простым Дон Жуаном, который писал гениальные романы и в то же время соблазнял любую молодую леди, с которой встречался. Он действительно любил своих многочисленных любовниц, любил искренне, без тени сомнения. Он тратил огромные суммы денег, покупая им дорогие подарки. Самое странное, что Дюма действительно хотел бы иметь возможность встречаться со всеми своими женщинами сразу или, по крайней мере, быть хорошими друзьями после окончания отношений.
Общеизвестно, что судьба жестока, и вы не должны искушать ее. Судьбе пришлось свести счеты с Дюма, поэтому она сыграла с ним остроумную шутку: брак великого романиста был случайным, а его жена была далеко не порядочной женщиной. Ида Ферье успела пройти мимо множества поклонников и почитателей. Ей воздают должное за то, что она сделала: Ида стала единственной женщиной, на которой Дюма когда-либо женился. Мемуаристы любят описывать эту даму как женщину, которая была эгоистичной и трудолюбивой. Она посвятила свою жизнь покупке платьев и провоцированию нескончаемых ссор со своим возлюбленным. И все же приходится признать, что есть мемуаристы, которые описывают Иду Ферье как добросердечную и вполне адекватную женщину.
Знаменитый писатель впервые увидел ее, когда она репетировала в пьесе, которую он написал - "Тереза". Премьера имела огромный успех, поэтому юная Ида, пьяная от радости, бросилась драматургу на шею и воскликнула: "Я даже не знаю, как вас благодарить". Ида Ферье была молодой блондинкой с белоснежной кожей и красивыми глазами, поэтому Дюма мгновенно нашел способ выразить ей свою благодарность. Он был мужчиной в расцвете сил, и не было ничего плохого в том, чтобы наслаждаться очарованием юной наивной девушки.
Она потратила драгоценные несколько лет своей посредственной жизни, завоевывая своего нового любовника, который никогда не проявлял верности. Как и советский рабочий, ее миссия была выполнена за пять лет. Ее мечты сбылись, и в 1836 году Ида наконец переехала к Александру.
В возрасте 37 лет в жизни великих писателей происходит что-то очень неприятное. Похоже, это своего рода традиция. Александр Сергеевич Пушкин был застрелен на дуэли, с Дюма в этом возрасте тоже случилась довольно неприятная вещь. Его собственный покровитель подвел его, хотя на самом деле это была вина Дюма. Он был гостем на балу и сделал неверный шаг, решив представить Иду Ферье герцогу Орлеанскому, который был потомком самого короля Франции Луи Филиппа. Герцог решил угодить своему самолюбию и невольно обронил: "У меня нет никаких сомнений, мой дорогой Дюма, вы могли бы представить меня только своей жене и никому другому".
Ида Ферье была умной женщиной, к тому же не нужно обладать большим умом, чтобы понять столь широкий и очевидный намек. Вот почему в мгновение ока она превратилась в адскую женщину и его жену одновременно, и писателю пришлось с этим смириться.
Естественно, причины этого брака точно не известны, и некоторые мемуаристы до сих пор спорят по этому поводу.
Согласно первой версии, Ида обрела свое счастье благодаря простому шантажу. С помощью сообщника она выкупила все долговые расписки, принадлежавшие ее возлюбленному. Вооружившись пачками счетов, она предоставила Дюма не очень широкий выбор: либо он сядет в тюрьму из-за дефолта по долгам, либо он может сделать белокурую адскую женщину своей супругой на всю оставшуюся жизнь (Конечно, она предлагала себя). Ему оставалось только принять решение. Так или иначе, Дюма перестал чувствовать себя свободным, как птица, он больше не был себе хозяином. Писатель выбрал брак, возможно, он принял во внимание, что Ида была немного красивее среднего тюремщика.
Есть и те, кто поддерживает другую версию того, что произошло на самом деле. Они считают, что брак был большим шагом для Дюма, поскольку ему нужно было построить прекрасную репутацию и иметь приличный имидж. Все знали, что он мечтает поступить в Академию. Кроме того, Ида была гораздо более удобным выбором, чем его другая нынешняя фаворитка - Белль Крелсамер. У этой женщины уже было двое внебрачных детей (и Дюма был глубоко вовлечен в зачатие одного из них). Ида, напротив, имела репутацию великой домохозяйки, и хотя она казалась тяжелой обузой для мужчин, она была бесплодна, и это имело значение для легкомысленного и неустойчивого писателя.
Третья версия звучит смешно, но она в полной мере раскрывает истинную природу Дюма-старшего. Один из многочисленных друзей писателя однажды спросил его: "Так почему же ты женился на этой ужасной женщине?" и он ответил серьезно и изобретательно: "Ну, мой друг, я сделал это, чтобы избавиться от нее". Естественно, эта внезапная женитьба стала шоком для всего Парижа, не говоря уже о самом романисте. Но все, казалось, имело хороший (или, по крайней мере, логический) конец: в 1844 году брак писателя и девушки, которая всегда хваталась за возможности, наконец распался. Расставшись с ней, драматург продолжил свои любовные похождения, сделав целую кучу внебрачных детей. Мемуаристы оценивают результат плодовитости его любовниц действительно высоко: число детей почти пятьсот!
Этот человек вел жизнь, полную трудностей и неожиданностей. В своей полной и насыщенной событиями жизни он совершил много ошибок, но никогда ни о чем не жалел. К сожалению, жизнь последних лет Великого шута и хулигана была не столь захватывающей. Он умер в нищете, оборванный, лишенный всего своего сказочного богатства.
Но такая досадная мелочь, как смерть, не могла сломить неизменной жизнерадостности и живости Дюма. Незадолго до смерти он сказал своему сыну Александру Дюма-младшему: "Меня упрекают в расточительности. Я приехал в Париж, и у меня было двадцать франков... – он помолчал, указывая на золотую монету на каминной полке, и продолжил – А теперь посмотри сюда, я их сохранил!"