В преддверии зимы вспомнилось:
По всему городу мокли огромные афиши – «Песняры». Знакомый сказал: «Зря бумагу переводят. Попробуй достань билет». Минский Дворец спорта был уже заполнен, а директор ансамбля Знак по-прежнему боялся выйти из кабинета и не подходил к телефону – прятался от знакомых. «Песняры» бродили по холлу, готовясь к выходу на сцену, а руководитель ансамбля Владимир Мулявин оставался в одиночестве...
Итак, «Доля». О фольклорных истоках притчи говорит уже сам перечень действующих лиц: Весна – Л. Борткевич, Лето – Ч. Поплавский, Осень – Ю. Денисов, Зима – В. Мисевич, Голод – В. Яшкин, Холод – В. Николаев.
Главные же действующие лица: Мужик, он же Пастушок, – А. Кашепаров, Жена, она же мать, – дебютировавшая в ансамбле Л. Юсупова. И, наконец, Купала – в исполнении В. Мулявина – автор и комментатор всего происходящего на сцене, чье прямое обращение к зрительному залу помогает наладить духовную связь между Вчера и Сегодня.
Действие открывается своеобразным прологом, в котором Купала приглашает зрителей в прошлое, чтобы рассказать, «як тут горасна и цяжка жыу наш бедны люд».
Уже увертюра обещает нам знакомство с музыкой современной, отмеченной достижениями искусства сегодняшнего и в то же время идущей от народных песенных традиций. Композитор Мулявин нигде впрямую не цитирует музыкальный фольклор, но симпатии его музы не оставляют сомнений – народный мелос, услышанный чутким к современным ритмам художником.
Пролог окончен, на сцене появляется Мать, которая поет «Колыбельную» ребенку. Над ним, спящим, слетаются духи: Горе, Голод, Холод – спутники мужицкой жизни. Они саркастически обещают спящему Пастушку все «богатства земные». Характер сцены хорошо передает музыка, в которой трогательная проникновенность «Колыбельной» сменяется гротесковыми интонациями шабаша духов, где перевес явно на стороне Горя, Голода и Холода, оттесняющих Счастье.
Вторая картина представляет нам подросшего Пастушка, рассказывающего навестившей его Матери про свое нелегкое житье-бытье в людях. А затем следует сцена крестьянской свадьбы, пожалуй, лучшая в спектакле: и по музыкальным характеристикам и по изобретательности постановки... Но свадьба окончена. К Пастушку, превратившемуся в Мужика, обращается Весна, приглашая его в поле. Но у Мужика даже «зерня к севу няма». Пробует подбодрить Мужика пришедшее Лето. Но нет покоя и веселья на сердце пахаря и его жены, которые жалуются на «жыццё беспрасветнае». Купала не соглашается с ними. «Знайце, лиха ператрэцца, и маланка долей блисне!» – говорит поэт.
Приход Осени снова застает Мужика в отчаянии, а с Зимой, символом тягот и невзгод крестьянской жизни, у него и вовсе не остается сил бороться.
Поднимается буря.
Мужик умирает.
Михаил Катюшенко Журнал "Смена", опубликовано в номере №1190, Декабрь 1976
Далее читайте:
* Готика Полесья
* Рашид Бейбутов. О, песня звонкая!
*Мирей Матьё. История одной песни