Всем давно знакома хоккейная команда Башкирии с одноименным названием -"Салават Юлаев", но в России мало кто задавался вопросом, а почему она так называется и кто такой этот Салават Юлаев?
Для башкир Салават Юлаев такой же национальный герой, как для русских людей, к примеру, Дмитрий Донской.
Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.
Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины. Храбрость, проявленная Юлаем Азналиным в сражениях против Барской конфедерации, была отмечена - ему также были дарованы земли и деревни в Оренбургской губернии. Благодаря отцу, Салават был хорошо знаком с военным делом, он также отличался грамотностью: с юности писал на, также хорошо владел русским языком, мог работать с письменными донесениями Русской армии и не испытывал трудностей в командовании разнородными повстанческими отрядами.
По народным описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза у Салавата Юлаева были большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». Народные рассказы, касающиеся портретной характеристики, нередко совпадают с единственными документальными сведениями о внешности батыра, где говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной, волосом черен, глаза чёрные». От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.
В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин А.А. назначил Юлая Азналина волостным старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. В ходе развития Оренбургской губернии началось активное строительство заводских производств и фабрик, что вызвало недовольство крестьян, не желавших покидать уже обжитые земли. В 1773 году Юлай вступил в судебные тяжбы с купцом Я.Б. Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры. Я. Б. Твердышев получил от губернской администрации землю под Симский завод, а также деревни, часть из которых ранее была жалована старшине Юлаю Азналину. Добиться в судебном порядке возвращения жалованных земель, изъятых и отданных братьям Твердышевым под Симский завод с нарушением юридических норм, Юлаю не удалось.
11 ноября 1773 года Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават в составе Стерлитамакского иррегулярного башкирско-мишарского корпуса перешли с оружием на сторону повстанцев и встали под знамена мятежного казака Емельяна Пугачева, провозгласившего себя императором Петром. Член канцелярии правления заводов Урала М. И. Башмаков указывал, что башкиры знали о самозванстве Пугачёва, но пошли за ним «не для него, а для освобождения своих земель и свободы».
Когда Салават Юлаев вместе с отцом в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий восстания.
Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавские заводы, вернув, таким образом, на короткое время земли отца, он осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость и захватил её оружейные запасы и казну. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались для Салавата победой, были и поражения, но, в отличие от большинства мятежных предводителей Крестьянской войны, Салавату около года удавалось не допустить полного разгрома своих войск. Ему многократно удавалось ускользать от столкновений с основными силами Царской армии и в кратчайшие сроки восстанавливать силы, с тем чтобы снова участвовать в новых сражениях.
Салават Юлаев руководил восстанием в Башкирии до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют город Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров.
В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным повстанческим силам. После поражений, которые нанёс И.И. Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкирии.
В середине сентября 1774 года из Уфы к Елдякской крепости был направлен сводный отряд подполковника И.К. Рылеева. Рылеев дважды сталкивался с отрядами Салавата Юлаева — в боях 18 сентября у деревни Тимошкиной и 22 сентября у деревни Норкиной. В донесении о столкновениях с Салаватом, сохранившемся в Российском государственном военно-историческом архиве, Рылеев писал: «Будучи ж в марше, повстречался со злодеем башкирцом Салаваткою, у которого было злодейской толпы до трёх тысяч человек, и имел с ними прежестокое сражение. Но храбрыми ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись. Оставивши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакого не было». Отступление Салавата в битве с Рылеевым 18 сентября описывается не как заслуга Рылеева, а как тактический приём, применявшийся Салаватом в некоторых сражениях для изматывания противника — быстрое нападение и быстрое отступление, характерный для партизанской войны. Внезапная атака Салавата вызвала смятение в рядах Рылеева, в своём донесении в Уфимскую канцелярию он отмечал: «Дерзкой их [повстанцев] прожект столь был зделан с их злодейскими мыслями против вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народа никак не воображал, однако ныне видел в настоящем деле». В битве 22 сентября отряд Салавата впервые за время войны понёс крупные потери — около 400 человек. Однако, учитывая общую численность отряда в 3 000 человек на тот момент, основные силы Салавату удалось сохранить. Не исключено, что военачальники регулярной армии преувеличивали результаты своих побед или вовсе выдавали поражения за победы, поскольку зафиксированы расхождения в описаниях результатов сражений со стороны руководителей повстанцев и регулярных войск. Столкновения с Рылеевым относятся к заключительному этапу войны, а сражение 22 сентября являлось предпоследней для Салавата битвой.
18 октября 1774 года, после разгрома основных сил Салавата Юлаева, генерал-аншеф Петр Панин обратился к башкирскому народу с требованием прекратить сопротивление и выдать ему пугачёвского бригадира, в противном случае угрожая жестокой расправой: «И тогда ж весь тот башкирский народ, который сему не повинуется, мужеский пол до самых младенцев будет растерзан лютейшими смертями, жены, дети и земли их все без изъятия розданы в рабство». 27 октября с требованием сдачи лично к Салавату от имени Екатерины II обратился генерал-майор Павел Потемкин: «С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься, будучи уловлен прельщением известнаго всем злодея, изменника и самозванца Пугачева, которой ныне со всеми главными его сообщниками пойман и содержится в тяшких оковах и примет скоро мучительную за все злодейства казнь. Чрез рассеянныя манифесты известно тебе, колико ея императорское величество, всемилостивейшая государыня, о заблуждении тебе подобных сожалеет, и с каким милосердием приемлет возвращение таковых к должности своей и повиновению богом поставленной ея власти. Ты видел уже тому довольные опыты. <…> Будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Предложение правительства Салават отверг.
25 ноября 1774 года команда поручика В. Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки взяла их живыми в плен. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.
Ещё до его ареста жёны и дети Салавата Юлаева были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна жена с сыном находилась под караулом у городского коменданта полковника С. С. Мясоедова. Второго сына взял генерал фон Фрейман. Салават Юлаев протестовал против незаконного ареста семьи: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет». В связи с этим он просил родственников и друзей обратиться с ходатайством об освобождении жен и детей в губернскую канцелярию, а если и это не поможет, то и в Сенат, «чтоб государевые рабы у подчиненных во услужении не были».
После пленения корпусом Ф. Ю. фон Фреймана, началось длительное следствие в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе. По приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайший государственный преступник».
Отец и сын получили по 175 ударов кнутом. Эту часть наказания разделили: мужчины получали по 25 ударов в каждом населенном пункте, где вели боевые действия. После этого Салавату и Юлаю вырвали ноздри и клеймили, поставив знаки в виде букв «З», «Б» и «И», что означало «Злодей», «Бунтовщик» и «Изменник».
Перед отправкой на каторгу оказалось, что палач Мартын Суслов работал недобросовестно: у обоих преступников заросли ноздри, а у Юлая оказались незаметны позорные клейма. Суслова наказали, а осужденным повторно вырвали ноздри, поправили клейма и лишь после этого отправили на каторгу, в балтийскую крепость Рогервик.
Данных о том, как Салават Юлаев отбывал наказание, практически нет. По списку каторжников от 19 мая 1797 года известно, что Юлай Азналин к этому времени был в тяжелом состоянии из-за возраста и цинги, а сын его 45 лет значился здоровым. Тем не менее 26 сентября 1800 года Салават Юлаев умер. Причина смерти осталась неизвестной.
ТВОРЧЕСТВО САЛАВАТА
Современники знали Салавата Юлаева не только как бойца, но и как поэта-импровизатора. Его произведения посвящались родной земле, народу, религии и вере – всему, что составляло суть жизни. До наших дней аутентичное творчество Салавата не дошло. Невозможно с точностью утверждать, что строки, которые сегодня называют его стихами, в действительности были написаны непосредственно Салаватом Юлаевым, а не являются частью башкирской народной поэзии. Однако поэзией сделался он сам – образ батыра Салавата стал ключевой фигурой множества устных и письменных образцов башкирского творчества.
Руслан Белый о Салавате Юлаеве
Руслан Белый находясь в Уфе со своей программой "Комик в городе" высказался по поводу личности Салавата Юлаева:
- Вы не задумывались, что он вообще-то бандит? Он разбойник, поднял восстание против существующей власти, против Екатерины II, правление которой вообще-то считается расцветом Российской империи. Это она Крым присоединила. Это благодаря ей он исторически наш. Я имею в виду, может мы не будем так быстро ставить героям памятники? Может мы посмотрим, как они будут существовать при разных политических строях? "
И привел в пример Пушкина – дескать, Александр Сергеевич всегда был в почете.
- А Салават Юлаев что? При Российской империи - бандит, при коммунистах - герой, а сейчас что? Ну типа «пусть будет»…
После этих слов комик заметил, что не призывает ничего не менять.
Несмотря на то, что зал взрывался от смеха, после выхода шоу на экраны соцсети взбушевались. Свой гнев жители Башкирии излили в комментариях в инстаграме Белого, в местных группах, и даже запустили серию постов с хэштегом #салаватнебандит
Многие потребовали привлечь к ответу Руслана Белого: дескать, это не юмор, это оскорбление нации.
Адвокат Роман Петров высказал свое мнение по поводу высказывания Руслана Белого и реакции части общества привлеч Белого к ответственности.
"- Начнем с того, что в России есть законы об ответственности за оскорбление чувств верующих, за клевету и разжигание национальной ненависти. Можно ли привлечь артиста по той или иной статье, зависит от того, в каком ключе он шутил и что именно произносил со сцены. Если он высказывал какие-то придуманные факты, говорил что-то негативное про национальность и народ, это одно дело. Совсем другое, если он просто высказал свое мнение по поводу личности Салавата Юлаева, основываясь на исторически подтвержденных фактах. Тут уж ничего не поделаешь. У нас и по поводу Сталина разное говорят, и по поводу Ленина – всех к ответственности привлекать не будешь.
В любом случае, если кто-то считает, что шутки Руслана Белого были оскорбительны или носят клеветнический характер, он может обратиться с заявлением в прокуратуру. В рамках проверки может быть назначена экспертиза, которая покажет, были ли в шутках Руслана Белого признаки разжигания национальной ненависти или клевета."
Так кто же он, Салават Юлаев -разбойник или борец за счастье своего народа, враг государства или человек, который хотел справедливости? Пишите комментарии, ставьте лайк, если понравилась статья и не забывайте подписываться на канал.