Вагоны и тепловозы, которые по 40 лет не видели ремонта, начали восстанавливать на Каринской узкоколейке в Кировской области. В тамошнем депо недавно открылся музей. В нем можно не только познакомиться с процессом реставрации и с некоторыми уникальными экспонатами, но и увидеть, как живет узкоколейка сегодня.
В России остается не так много действующих узкоколейных дорог. Одна из них – Каринская, она находится в Кировской области, в микрорайоне Кирово-Чепецка, который называется Каринторф. По этой «железке» ежедневно пять раз в день ходит поезд. Недавно я рассказывал подробно о железной дороге и публиковал интервью с ее совладельцем Евгением Стерлиным. Сегодня настала очередь рассказать о музее.
Евгений Стерлин рассказывал, что основная задача созданного для приобретения дороги АНО «Музей железных дорог» – сохранить «железку», даже если прекратится субсидирование пассажирских перевозок. Сейчас сюда уже приезжают экскурсионные группы и даже первые иностранцы. Правда их пока совсем немного.
Евгений показал мне экспонаты музея. По его словам, любимое развлечение школьников, которые приезжают сюда на экскурсии – «покатушки» на ручной дрезине.
Железнодорожная маршрутка
Недавно в музее восстановили пассажирскую дрезину производства Демиховского завода, который сейчас производит электрички.
«Она была выпущена в 1980-х годах, и современный менеджмент завода очень удивился, когда узнал, что они в свое время делали такие дрезины, но с чертежами они помогли. Это такая железнодорожная маршрутка, где руль используется в качестве тормоза, а также есть коробка передач и сцепление», – рассказывал Евгений Стерлин.
«Она отличается быстроходностью, то есть в два раза быстрее поезда может довозить пассажиров до места назначения. Единственный недостаток – малая вместимость, только десять мест. Но она легкая, при сходе быстро становится на рельсы домкратом, и может разворачиваться, ее вручную могут развернуть один-два человека», – сообщил Евгений.
Стерлин сравнивает эту дрезину с железнодорожной маршруткой.
Пожарный вагон и автомотриса
На улице возле депо можно увидеть много раритетов. Например, пожарный вагон. Каринская узкоколейка обслуживала торфодобычу. Без пожарки тут никак.
Для очистки снега с путей используются такие вагоны.
А это автомотриса АМ1-222. Если пассажирскую дрезину можно сравнить с железнодорожной маршруткой, то это железнодорожный автобус. Автомотриса может эксплуатироваться как сама по себе, так и тянуть состав, включающий до трех прицепных пассажирских вагонов. В будущем ее планируют отреставрировать.
В будущем в музее может быть очень много интересных экспонатов, но с финансированием больше проблемы. Государство покрывает только расходы на перевозку пассажиров, причем сокращая субсидии. В условиях роста цен на топливо денег на все не хватает. Поэтому музею очень нужны туристы.
Еще несколько фотографий из окрестностей депо.
Как восстанавливают вагоны и тепловозы
Ну а мы переместимся в депо. Его реконструкцию Евгений Стерлин называл одной из первоочередных задач.
Когда я был в музее, здесь реставрировали один из шести пассажирских вагонов. Я застал его в тот момент, когда с него сняли зеленую краску.
Капитальный ремонт этот вагон не проходил никогда. Внутри перебрали все, что можно. Даже буржуйку – необходимый элемент отопления вагона обновили и покрасили.
Перебрали колесные пары.
Сделали новые скамейки.
Я был в музее в начале ноября, а спустя месяц в группе музея «Вконтакте» уже появились фотографии покрашенного вагона с установленными скамейками.
Еще один реставрируемый экспонат – тепловоз ТУ7А.
На днях музей показал его уже вышедшим из депо на улицу.
Для сравнения – так выглядит второй тепловоз, который еще не отреставрирован.
Мировая слава
Еще немного фотографий из депо, где, кстати, располагается еще и местная пожарная часть.
Ну и напоследок – несколько забавных плакатов, посвященных железнодорожной безопасности, которые висят в депо.
Про Каринскую железную дорогу недавно рассказал британский ж/д журнал Railtalk Magazine Xtra, а в гости на экскурсию заехал турист... из Японии. Интерес к подобным узкоколейкам есть во всем мире. Так что остается пожелать Каринской ж/д развиваться, несмотря на дефицит средств, а читателям-любителям железных дорог посетить это интересное место.
Читайте также: