В Красноярском государственном театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского успешно реализовали проект "Искусство в "Квадрате".
Почему квадрат, а не прямоугольник? Вопрос правомерный, так как производственный цех на пятом этаже корпуса № 4 бывшей советской фабрики фотобумаги "Квант", естественно, представляет прямоугольник. Но геометрическая фигура "квадрат", благодаря гению Казимира Малевича, давно уже стала символом всяческого авангарда.
И здесь всё совпало удивительно гармонично - и площадка, которую на партнёрских условиях использовал театр, называется "Квадрат", и проект - "Искусство в квадрате", причём название появилось до нахождения этого самого лофта (довольно популярного места красноярской тусовки). Квадрат символизирует смешение разных классических искусств, как бы олицетворяя новый авангард.
Красноярский зритель, не столько консервативный, сколько не привыкший к подобным творческим экспериментам, задаёт на первых порах только один элементарный вопрос: а где это? Действительно, найти новую театральную площадку не так просто. Для этого надо пройти сквозь первый этаж торгового комплекса, тоже расположенного в бывшем заводском корпусе.
И ещё одно обстоятельство. Кто-то помнит, что сама эта фабрика появилась в Красноярске как важный оборонный объект: чтобы вести авиаразведку, требовались отечественные фотобумага и киноплёнка. В 1942 году на базе эвакуированного с Украины предприятия и появилось производство, на котором к тому же умели ещё делать и плёнку для стёкол противогазов, чтобы не запотевали.
Эти обстоятельства очень важными оказались и для современного театрального проекта: можете себе представить, как у нас строили в 1942 году? Да как могли, так и строили, лишь бы победить...
И вот когда рафинированная оперная публика попадает в это кривобокое пространство, собранное из кирпичей и разнокалиберных бетонных блоков, поднимается по крутой лестнице, состоящей из ступенек разного размера, и шествует по неровному бетонному полу, усаживаясь затем в полутьме на жёстких деревянных скамейках, то она, эта публика... сразу "просыпается", удивляется и начинает думать: что же будет дальше?
А дальше начинается театр, причём современный, то есть такой, который происходит здесь и сейчас. Впрочем, раскрою секрет - театр может быть только современным. Потому что его создатели представляют вам плоды своего труда не вчера или позавчера, а именно сегодня.
Театр может быть скучным или интересным, актуальным или пожухлым, как осенний лист. Это уж как получится, но спектакль всё равно творится прямо на ваших глазах, другого не дано.
Думается, художественный руководитель театра Сергей Бобров давно уже готовился произвести своё искусство в новую степень, все его постановки на красноярской сцене отличаются не только напряжённым творческим поиском, но и какими-то мощными художественными открытиями, которых зритель не знал или никогда не видел. По крайней мере, тот зритель, который живёт сегодня, в начале XXI века.
Вот почему он поставил первую редакцию - напрочь забытую - "Лебединого озера" или возродил из небытия самую популярную когда-то в России оперу "Кавказский пленник".
Так что это был вопрос времени, когда в нашем театре должна была появиться новая сцена, позволяющая приблизиться к зрителю максимально близко, показать ему новую музыку и новых режиссёров, которые готовы были бы затронуть остросовременные темы. То есть такие темы, о значимости которых зритель мог и не подозревать до тех пор, пока, к примеру, не оказался в старом цехе старой советской фабрики...
По сути дела, это и есть авангард, когда мы заново открываем для себя нашу собственную историю, глубже проникаем в философские смыслы бытия, облечённые в такую форму, которая сама по себе способствует пониманию и художественному поиску, как самого театра, так и его ошеломлённого зрителя.
Игорь РАК.
Фото пресс-службы Красноярского театра оперы и балета.