Найти тему
CinemaViT

Лучшие кинооператоры СССР

Оглавление

Гении камеры и кадра на службе народа, искусства и партии

В современном мире технология операторской работы резко продвинулась вперед, сами камеры стали гораздо мобильнее и легче, многие процессы автоматизированы. Но все равно, мы пересматриваем старые советские фильмы и нас поражает с каким размахом, и, в тоже время, душевной теплотой сняты эти фильмы.

Давайте вспомним наших великих мастеров киноискусства эпохи Советского Союза:

1. Михаил Калатозов

Михаил Калатозов за работой. Материал взят с ресурса Яндекс Картинки
Михаил Калатозов за работой. Материал взят с ресурса Яндекс Картинки

Его трудно, конечно, назвать только кинооператором, ведь он так же был и актером, и сценаристом, и режиссёром (его фильм «Летят Журавли» получил приз каннского фестиваля). Его путь в киноиндустрии начался с того, что он работал шофером на одну из студий, затем перешел в киномеханики. Благодаря своей исполнительности и ответственности его замечают, и он становиться ассистентом на съёмочной площадке. Затем он станет монтажером и только через некоторое время уже оператором.

В дальнейшем Михаил Константинович будет достаточно активно работать именно режиссёром, но после провала одного из своих фильмов, он отойдет от процесса создания кино и больше углубиться в административную деятельность. Очень сильно повлияет опыт длительной командировки в США, где Михаил Калатозов познакомился со многими легендарными представителями киноиндустрии и актерами. Эта поездка подарит мастеру новый глоток воздуха и позволит перенести мировой опыт в работу студии «Мосфильм».

2. Вадим Иванович Юсов

Вадим Иванович за работой вместе с С. Бондарчуком на съемках фильма "Красные колокола". Материал взял с ресурска Яндекс Картинки
Вадим Иванович за работой вместе с С. Бондарчуком на съемках фильма "Красные колокола". Материал взял с ресурска Яндекс Картинки

Снимал картины режиссеров Сергея Бондарчука, Георгия Данелия, Андрея Тарковского и многих других. С его помощью замыслы великих режиссеров воплощались в жизнь. Его фильмография впечатляет: “Я шагаю по Москве” (реж. Г. Данелия), “Они сражались за Родину” (реж. С. Бондарчук), “Солярис” (реж. А. Тарковский), “Борис Годунов” (реж. С. Бондарчук), и многие другие.

Эти фильмы стали уникальным произведением искусства. Камера для этого великого советского оператора была изобразительным инструментом. В. Юсов всегда передавал образы, заложенные в сценарии, а его умение снимать различные планы, в разных жанрах и манерах поражают до сих пор современников и ценителей киноискусства.

3. Леван Георгиевич Пааташвили

Еще один легендарный советский оператор, который вошел в историю как легенда отечественного кинематографа. На протяжении всей своей профессиональной деятельности он использует различные стилистики в съемках. Для того что бы это понять необходимо посмотреть несколько картин, снятых Леваном Георгиевичем, такие как : «До свидания, мальчики», «Сибириада», «Романс о влюблённых», «Бег».

Одно удовольствие наблюдать как меняются интенсивность движения камеры, освещение и тому как проработан рисунок. Не многие современники Левана Георгиевича Пааташвили в то время были готовы экспериментировать и искать новые возможности.

4. Георгий Рерберг

-3

Возможно, его фирменный стиль и строгость, обуславливается происхождением и шведскими корнями этого замечательного оператора. Он снял множество уникальных и любимых картин, таких как : "Дядя Ваня" (реж. Андрей Кончаловский), "Здравствуйте, я ваша тётя!" (реж. Виктор Титов), "12 стульев" (реж. Марк Захаров) и множество других. Работа с ним не всегда была простой и иногда стучались конфликтные ситуации с режиссерами, так например на съемках фильма «Сталкер» , где режиссёром был А. Тарковский, его отстранили от съемок до конца работы над фильмом, который фактически потом переснял другой оператор.

5. Юрий Векслер

Юрий Векслер на съемках фильма о Шерлоке Холмсе. Материал взял с ресурса Яндекс Картинки
Юрий Векслер на съемках фильма о Шерлоке Холмсе. Материал взял с ресурса Яндекс Картинки

Сыну постановщика студии «Ленфильм» Абрама Соломоновича Векслера, было суждено связать свою жизнь с кинематографом, ведь отец старался брать его с собой в рабочие поездки, в которых молодой Юрий познавал все тонкости съёмочного процесса.

В результате он стал одним из самых известных и почитаемых операторов своего времени. Все великие режиссёры хотели с ним работать. Этому даже не помешало, что у Юрия Векслера не было профильного образования – он на столько со школьной доски был погружен в рабочие процессы, что к завершению общеобразовательной школы у него уже был опыт, с помощью которого он получал работу.

Конечно, у него был свой мастер – это Дмитрий Долинин, который пригласил талантливого молодого человека на съемку «Семь невест ефрейтора Збруева».

Картины, которыми запомнился этот гениальный оператор: «Старший сын», «Отпуск в сентябре», «Женитьба», «Ключ без права передачи», «Пацаны», все серии «Шерлок Холмс», «Зимняя вишня», «Царская охота».

Читайте также:

Лучшие кинооператоры нового времени