Найти тему

В обители РВЗ-6: говорим о транспорте Хабаровска

Заметки путешественника

Всем привет!

После солнечного Владивостока следующим городом на моем пути стал Хабаровск. Очень удобно добираться до него поездом: одна ночь – и ты в городе.

Автобус  Daewoo BS106 (Busan) в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Daewoo BS106 (Busan) в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Выходя с вокзала, уже можно заметить, что в городе есть как автобусы, так и маршрутные такси, трамваи и троллейбусы. Обо всем по порядку.

Автобус Volgabus 5270.G2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Volgabus 5270.G2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

В городе достаточно хорошо развита сеть автобусов. Всего насчитывается порядка 65 автобусных маршрутов. Маршруты обслуживаются как муниципальным перевозчиком (в настоящий момент им является МУП «ГЭТ», ранее еще работало Хабаровское ПАТП), так и большое количество частных компаний и ИП. Сам подвижной состав весьма и весьма разношёрстный. Конечно, большую часть составляют корейские Daewoo BS106 и Hyundai AeroCity 540 и китайские Zhong Tong LCK6105HGC и Yutong ZK6118HGA. Но не только ими живет город. Также достаточно часто можно встретить автобусы Volgabus-5270 (как 12-метровый вариант G2, так и 9,5 метровый аналог GH).

Автобус Yutong ZK6118HGA в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Yutong ZK6118HGA в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Кстати, последние, наряду с Ютонгами, пришли в 2018-2019 годах в качестве обновления подвижного состава в парке. У частников можно встретить и другие интересные машины. Например, южнокорейские автобусы Hankuk Fiber Primus. Конечно, автобусы такой необычной «волнообразной» формы русскому глазу, привыкшему к некой «квадратности», кажутся весьма специфичными.

Автобус ЛиАЗ-5256.57 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-5256.57 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Именно потому они выделяются на фоне остальных в городе. Все они были сосредоточены на маршруте 23. Также можно встретить московские подарки в лице автобусов минского производства МАЗ-103.065. Эти машины еще в столице были знатно потрепаны. Здесь же их постарались чутка приободрить, насколько это возможно, но все равно в них чувствуется сильнейшая усталость. Ну и, конечно, куда же без автобусов ликинского завода – ЛиАЗ-5293.60 и 5292.20.

Автобус Hankuk Fiber Primus в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Hankuk Fiber Primus в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Сеть маршрутных такси тоже весьма развита в городе. Число маршрутов достигает трёх десятков. Здесь и Hyundai County, и Богдан А20111 (в том числе Б/У из Москвы), ГАЗель-Next ГАЗ-А64. Также есть куча разномастных Луидоров (а если быть точнее, Mercedes-Benz Sprinter). Их автопарк насчитывает порядка 200-300 машин.

Трамвай РВЗ-6М2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай РВЗ-6М2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

С электротранспортом ситуация находится в прозаичном состоянии. Если говорить о трамваях, то они, как вид транспорта, появились в 1956-1957 годах (хотя планы о запуске трамвая существовали еще на заре 20 века в Российской Империи). Первыми трамваями стали КТМ-1 и МТВ-82. За 10 лет было запущено 6 маршрутов трамвая. В 1973 году было открыто второе трамвайное депо. Последний раз сеть увеличивали в конце 70-х годов.

Трамвай ЛМ-99АВН в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай ЛМ-99АВН в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Со временем часть маршрутов отменили: 3, 4 (при этом его в 2010 году запустили измененной трассой, но просуществовал он лишь 7,5 месяцев), 9 (по причине того, что депо №2 в августе 2017 было закрыто и позднее продано).

Трамвай 71-623-02.02 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-623-02.02 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Сейчас в городе действуют 4 маршрута регулярных, один, так называемый парковый, и один маршрут на случай перекрытий в городе. Подвижной состав здесь представлен и самыми старыми, и весьма новыми вагонами. На данный момент Хабаровск является крупнейшим по количеству линейных РВЗ-6М2 городом в мире – целых 12 вагонов! Есть и всем известные КТМ-5М3. В парке есть и более молодые вагоны – ЛМ-99АВН, в простонародье - «Пчелки».

Трамвай КТМ-5М3 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай КТМ-5М3 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

И относительно недавно в городе появились полунизкопольные трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода КТМ-23 в количестве 15 единиц. Всего в депо числится 57 вагонов. В будущем ожидается, что придут 10 вагонов из Москвы (вероятно, это либо КТМ-19, либо КТМ-23).

Трамвай РВЗ-6М2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай РВЗ-6М2 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Троллейбусная сеть в Хабаровске была запущена в январе 1975 года. Был запущен маршрут №1, который соединил Комсомольскую площадь и аэропорт Хабаровска. Немного позднее был запущен укороченный маршрут – 1у до Дома Одежды, который, спустя некоторое время, также был отменен. В 2003 году произошёл запуск сразу четырех маршрутов, которые связывали аэропорт с ЖД вокзалом (просуществовавший до 2008 и с 2014 по 2016 года), судоверфь и Комсомольскую площадь с судоверфью и первым микрорайоном.

Троллейбус СТ-6217 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус СТ-6217 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

К настоящему времени сохранилось 2 троллейбусных маршрута, 1 и 4, притом последний являет собой 2 утренних рейса с переключением на 1. Выпуск на «Единицу» небольшой – всего 20 машин. Тем не менее, маршрут пользуется спросом, несмотря на обилие конкурентов в лице автобусных дублёров. Подвижной состав весьма разношерстный: тут есть и различные ЗиУ-9 и их аналоги с других заводов, ВМЗ-5298, даже БКМ-321 в свое время был, да в 2014 откинул коньки. Последними купленными троллейбусами стали ТролЗа-5275.03 «Оптима» в 2012 и 2016 годах.

Троллейбус ЗиУ-682В [В00] в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682В [В00] в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Будут ли перспективы у троллейбуса в Хабаровске? Пока неизвестно. Есть огромное количество законсервированных линий, большая часть которых требует реконструкции, но ввиду того, что надобность запуска там маршрутов в глазах администрации не представляется целесообразным (по той причине, что есть автобусные дублеры), шансы на это мероприятие крайне малы. Остаётся надеяться, что в скором времени, стратегия развития городского транспорта слегка изменится и что троллейбусом активно займутся в ближайшее время.

Троллейбус ЗиУ-682Г [Г00] в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г [Г00] в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Также в городе в летний и осенний период имеется речная навигация, соединяющая город с такими причалами как Дубки, Садовая-1 и 10 километр.

Троллейбус БТЗ-5276-01 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус БТЗ-5276-01 в Хабаровске. Фото: Максим Фандюшин

Ну и не стоит сбрасывать со счетов электричку в Хабаровске, которую, при умелом подходе, в будущем можно преобразовать и интегрировать в городскую транспортную сеть.

На том всё!

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!