В этой статье мы расскажем про несколько новаторских и необычных для своего времени произведениях, которые навсегда изменили музыкальный мир. Ссылки для прослушивания даны в конце статьи.
Сонаты и интерлюдии. Джон Кейдж
Джон Кейдж – большой новатор музыкального мира. Одним его изобретением является «Подготовленное фортепиано». Это когда между струнами или на молоточки инструмента кладут посторонние предметы, таким образом при игре на нем рождается совершенно иное звучание. Конечно, так делали и раньше, например, Эрик Сати использовал этот же прием, но окончательно закрепил и популяризировал его именно Д. Кейдж. С точки зрения музыки – это разрушение некой четвертой стены музыкального произведения (хотя у музыки стен побольше – семь), когда играть начинают уже предметы внешнего мира. Их звук всегда непредсказуем. Сонаты и интерлюдии – самое известное произведение для подготовленного фортепиано. Это очень медитативная, футуристичная, космическая музыка, и она хорошо отражает поиски новых музыкальных форм выразительности в ХХ веке. Этакая музыка для новых людей и ушей. Прием подготовленного фортепиано часто использовался в прогрессивной рок-музыке.
Три гимнопедии. Эрик Сати
«Три гимнопедии» Э. Сати – расслабляющие, даже гипнотические фортепианные пьесы. Это новаторская музыка с оглядкой на старые изысканные мелодии. Здесь используются преднамеренные, но мягкие диссонансы, которые производят пикантный, меланхолический эффект. Чтобы лучше понять замысел произведения, лучше взглянуть на картину «Девушки на берегу моря» Пюви де Шаванна. По всей видимости, музыка рассказывает о древности, женской наготе и вообще об интимности греческой мифологии. Нарочитое упрощение у Сати проистекает от смешения высокого искусства и простонародной культуры. Тут это особенно очевидно: совмещение греческого (классического) представления о красоте и музыки кабаре эпохи fin de siècle. Гимнопедии Сати – самый яркий пример т.н. "салонной" музыке, которая часто используется в залах ожидания или ресторанах в качестве фона.
Соната для виолончели и фортепиано № 1.
Николай Рославец
Николай Рославец, он же «русский Шёнберг», – авангардист, новатор, привнесший в музыку новый язык, определивший звучание XX века. Пик его творчества приходится на дореволюционное и раннее послереволюционное время. Музыка у композитора тревожная, несущая настроение безнадежности, которая предвещает апокалипсис, заключающийся в «убийстве Бога» (гармонии). Додекафония Рославца – меч, вонзающийся прямо в сердце лирических идей XIX века... Каждый истинный художник – немножко пророк. Вещий взгляд на будущее хорошо прощупывается в музыке Рославца. Рославец – вершина музыкальной словесности начала XX века, он тонко и искренне чувствовал характер эпохи и предстоящие народные трудности. Обратим внимание на Первую сонату для виолончели и фортепиано. Начало – диссонирующее и тревожное, в нем слышно влияние революционных этюдов того же Скрябина или Шопена, но в отличие от романтических идей Шопена и символизма Скрябина, которые своими опусами высказывали надежду на светлое будущее, Рославец переосмысливает их иначе... Это скорее разочарование в произошедшем, носящее кровавый и трагический оттенок.
Картинки с выставки. Модест Мусоргский
«Картинки с выставки» – новаторское для русского искусства произведение. Мусоргский дал отечественной фортепианной музыке масштабную драматургию, которая была присуща крупным музыкальным формам, таким как концерт или симфония. В западноевропейской культуре подобную масштабность фортепиано придавали Ференц Лист и Шарль Алькан. Живописность образов «картинок» подталкивала к их оркестровому воплощению, которое было реализовано уже Морисом Равелем лишь в 1922 году. Можно смело сказать, что Модест Мусоргский своими "картинками" предвосхитил целую эпоху музыкального импрессионизма. Неспроста в юности Клод Дебюсси, будучи учителем музыки в семье Надежды Фон Мекк, был очарован этим произведением Мусоргского.
Концерт для фортепиано соло. Шарль Алькан
Шарль Валантен Алькан – искусный пианист и композитор. Произведения Алькана очень пространны и чудовищно сложны для исполнения. Например, «Концерт для фортепиано соло», где только в первой части тактов больше чем во всём «Хаммерклавире». Или «3 больших этюда» – получасовое испытание духа и плоти «трансцендентного» исполнительства. Композиторская мысль, конечно, теряется за техникой, – в мелодии отсутствует «сердечная страдательность», «одухотворенность», и прочее, что было присуще композиторам-романтикам. Музыка Алькана стихийная, иррациональная, инфернальная, она хорошо вписалась только в настроения ХХ века (композитор жил в XIX веке), оказав сильное влияние на Белу Бартока, Оливье Мессиана и Ферруччо Бузони.
Послушать перечисленные выше произведения можно на YouTube:
1. Сонаты и Интерлюдии Джона Кейджа;
2. Три гимнопедии Эрика Сати;
3. Соната для виолончели и фортепиано № 1. Николай Рославец;
4. «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского;
5. Концерт для фортепиано соло Шарля Алькана
Послушать и скачать все произведения в хорошем качестве можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus