Найти в Дзене
О модном теле

Как родился миф о золотых волосах?

Кажется, что в мире эпохи Возрождения могла быть только одна женщина, которую считали бы совершенной. Жизнь слишком коротка, чтобы искать альтернативы, а красота освещает путь. "Счастлив будь, кто счастья хочет и на завтра не надейся".

Красавиц много на земле, но в каждую эпоху люди хотят видеть что-то определённое в прекрасной женщине: волосы, руки, цвет лица. Но бывают красавицы, которых признают идеалами все. Ренессанс ценил золотые волосы, тонкие черты лица, белая кожа, изящные руки и легкая походка. А титул самой прекрасной и идеальной носили две: Симонетта Веспуччи и Джованна Арагонская.

В блистательной Флоренции времен молодого Лоренцо Великолепного самой яркой звездой была Несравненная Симонетта - жена Марко Веспуччи и возлюбленная Джулиано Медичи, а по мнению флорентийцев на земле не было более совершенной красоты. Золотоволосая, высокая, стройная, с изящнейшим профилем и тонкой, будто бы светящейся кожей, она стала моделью для самых загадочных и самых красивых картин раннего Возрождения. С Симонеттой сегодня знакомы миллионы - она Венера, рождающаяся из пены, на полотне Боттичелли.

С. Боттичелли Рождение Венеры. Галерея Уфицци, Флоренция
С. Боттичелли Рождение Венеры. Галерея Уфицци, Флоренция

Не известно, позировала ли сама Симонетта для картины, но для нас интересно другое, в противоречии с мифом о том, что раньше ценились женщины полные, Венера предстает перед зрителями с очень красивой, стройной и пропорциональной фигурой. Можно даже сказать, что фигура довольно спортивная с широкими плечами, узкими бедрами, небольшой грудью и длинными стройными ногами. Но прекраснее всего волосы, эти волосы свели с ума ни одного флорентийца.

Коллаж из работ  изображающих  Симонетту Веспуччи.
Коллаж из работ изображающих Симонетту Веспуччи.

Печально одно, она умерла рано и мучительно, от туберкулеза, который был болезнью не только бедных. О ней рыдала вся Флоренция, а Боттичелли писал всю жизнь. Симонетта была абсолютно живым, земным идеалом красоты, женственности и нежности. Мадонны, написанные с её лицом не стали известными, а вот Венера из неё получилась лучше. Наверное, даже более прекрасная, чем Венера Милосская.

С. Боттичелли. Мадонна с гранатом. Галерея Уффици, Флоренция.  У Мадонны то же лицо, что и у Венеры.
С. Боттичелли. Мадонна с гранатом. Галерея Уффици, Флоренция. У Мадонны то же лицо, что и у Венеры.

Второй идеал - это Джованна Арагонская, умница, красавица и женщина, красоте которой хотели поставить храм. Да, храм, это не опечатка, в 1551 году в Венеции члены Академического общества решили возвести храм в честь красоты и добродетели Джованны герцогини Палиано. К сожалению, до нас не дошли достоверные портреты красавицы. В Лувре хранится работа Рафаэля, завершенная его учеником, изображающая женщину в красивом бархатном платье и берете, долго время считалось, что это портрет Джованны, оказалось, что это не так. Французский король Франциск I заказывал Рафаэлю портрет, чтобы любоваться на самую прекрасную из женщин. Но увы.

Р. Санти, Дж. Романо Джованна Арагонская. (Изабелла Рекесенс), 1518 год Лувр, Париж
Р. Санти, Дж. Романо Джованна Арагонская. (Изабелла Рекесенс), 1518 год Лувр, Париж

Это тот же тип тонкокостной, нежной блондинки с правильными чертами и прекрасной шеей. Но даже гений Рафаэля не смог придать ей живой искры, которой блистала Несравненная Симонетта.

Не все идеалы одинаково прекрасны.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!