Швейцарский комиксист Томас Отт специализируется на бессловесных комиксах в стиле “жуть” (она же хоррор, нуар или криминальная драма, кому как больше нравится). Художник работает в технике scratchboard — процарапывания изображений на специально подготовленном картоне, покрытом тонким слоем черной туши. Рисунок процарапывается до белого слоя глины или известкового материала, нанесенного непосредственно на картон. В 1996 году Отт был признан “Лучшим немецкоязычным автором” на Международном салоне комиксов в Эрлангене (Германия). С тех пор художник нацарапал несколько десятков графических новелл-крошек, сделанных как будто по одним лекалам, с небольшими вариациями. Мне больше всего понравились две новеллы: “Таможня” и “Зверь с пятью пальцами”.
“Таможня” (“La douane”) — одновременно жесткая и трогательная новелла с неожиданным концом. Начинается она вполне реалистично — с пограничной проверки в поезде, но быстро скатывается в анатомическую жуть. И только на самом последнем кадре мы понимаем, зачем все это было нужно.
“Зверь с пятью пальцами” (“La bête à cinq doigts”) — интересный изобразительный эксперимент, в котором история рассказана через изображения рук. Рука и есть тот “зверь с пятью пальцами”, который вынесен в название новеллы. Сюжет незамысловат, но в целом комикс производит восхитительное впечатление.
Насколько я знаю, на русском языке вышла только одна работа Отта — “Номер 73304-23-4153-6-96-8” (“Бумкнига”, 2018), в котором рассказывается о “счастливом” числе, запускающем цепь событий, которые сначала кажутся сплошным везением и удачей, но по факту оказываются не тем, чем кажутся. Это был первый комикс Отта, который я прочитала, и он мне даже понравился. Но потом я ознакомилась с другими работами комиксиста и поняла, что они похожи друг на друга как родные братья, и это несколько охладило пыл.
Томас Отт — обладатель жуткенького инстаграмма, который можно найти по его имени.