Влияние искусственного интеллекта на бизнес и работу в будущем
AI может дополнительно увеличить глобальный валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем на 1,2 процентных пункта в год к 2030 году, как это предсказывается нынешними прогнозами. Таким образом, AI превышает ежегодный прирост, достигнутый паровыми двигателями (0,3 процента), промышленными роботами (0,4 процента) и распространением информационно-коммуникационных технологий (0,6 процента). Поэтому предприятиям во всех отраслях промышленности рекомендуется рассмотреть вопрос об эффективном использовании искусственного интеллекта для того, чтобы в полной мере использовать потенциал искусственного интеллекта. И это понимание, похоже, достигло значительного развития на предприятиях, поскольку в оценке влияния искусственного интеллекта на стратегию бизнеса CEO высказывают следующие мнения:
- 72% CEO считают, что искусственный интеллект будет ключевым преимуществом бизнеса в будущем;
- 67% считают, что AI окажет положительное влияние на бизнес путем объединения искусственного интеллекта с человеческим интеллектом;
- 54% подтверждают, что искусственный интеллект уже привел к повышению производительности на их предприятиях.
Таким образом, как стратегические (например, эффективность и оптимизация затрат), так и оперативные цели (например, взаимодействие с клиентскими чатами, горячими линиями обслуживания и точками продаж) важны для обеспечения эффективности процессов и клиентоориентированности в прежде всего.
Исторически сложилось так, что любая инновация, которая способствует повышению производительности, также оказывает прямое или косвенное воздействие на рабочую силу, AI будет также оказывать значительное влияние на профессии и деятельность, главным образом по трем каналам:
- Замена труда человека: полное поглощение и выполнение работ машинами даже в постоянно меняющихся условиях;
- Повышение эффективности за счет интеллектуальных ресурсов: замена процессов, поддерживающих фактическое создание стоимости на основе интеллектуальных алгоритмов;
- Новые задачи для предприятий и сотрудников: создание новых процессов повышения добавленной стоимости за счет выполнения стандартизированных задач с помощью компьютерных программ и машин.
Учитывая разделение труда между людьми и машинами, спектр искусственного интеллекта, помимо автоматизации повторяющихся ручных и когнитивных задач машин, включает в себя три основных направления:
- Ассистированная помощь в сборе оперативной информации: уже широко распространено улучшение деятельности людей и организаций сегодня;
- Улучшенный интеллект: развивается сейчас, позволяя людям делать то, что они в принципе не могли бы сделать;
- Автономный интеллект: разработан для будущего создания машин, которые действуют независимо.
Кроме того, текущие результаты исследования влияния искусственного интеллекта на будущую работу и разделение труда между человеком и машиной в течение следующих пяти лет подтверждают, что на простую и аналитическую деятельность в области анализа данных в первую очередь будет оказывать наибольшее влияние автоматизация. Напротив, эмпатическая деятельность, например, распознавание и обработка эмоций, а также интуитивная деятельность, такая как творчество и самостоятельная адаптация, по-прежнему будут оставаться главной обязанностью человека в будущем. Комплексные изменения в организации и технологии работы в настоящее время особенно заметны в области научной работы.
Таким образом, автоматизация с помощью искусственного интеллекта, в частности, может способствовать избавлению людей от рутинной деятельности и поддержке наукоемких видов деятельности для повышения производительности и инноваций, например, посредством автоматизированного сбора и анализа данных, разработки гипотез, а также создания моделей и их проверки. С другой стороны, предприятиям, внедряющим передовые системы искусственного интеллекта, понадобятся кадры сотрудников, которые смогут объяснить нетехническим специалистам внутреннюю работу сложных алгоритмов. В опросе 607 немецких предприятий, включая крупные компании, стартапы и малые и средние предприятия, ученые выявили потребность в новых технологических навыках для 700 000 немецких работников в течение следующих пяти лет. Соответственно, предприятиям следует обеспечить повышение квалификации по 18 специальностям в следующих трех областях компетенции:
- Технологические навыки: комплексный анализ данных, разработка интеллектуального аппаратного обеспечения/робототехники, веб-разработки, ориентированный на пользователя дизайн (UX), разработка концепции и администрирование сетевых IT-систем, разработка технологий блокчейн, технологический перевод;
- Базовые цифровые навыки: цифровая грамотность, цифровое взаимодействие, сотрудничество, оперативная работа, цифровое обучение, цифровая этика;
- Классические навыки: способность решать проблемы, креативность, предприимчивость и инициативность, способность к адаптации, выносливость.
Для реализации этих амбициозных планов необходим целенаправленный найм выпускников востребованных специальностей, набор на мировой рынок труда или целенаправленное внедрение технологических решений в "горячих точках", а также повышение квалификации имеющихся кадров и обучение технологическим навыкам.
Поэтому развитие бизнеса также означает, что предприятия должны развивать, укреплять и поддерживать новую культуру предпринимательства и труда. С этой целью амбициозность служит принципом успеха, дополняя хорошо зарекомендовавшие себя структуры ликвидными элементами. При проектировании цифровых организаций предприятия должны руководствоваться, среди прочего, следующими характеристиками: гибкость, клиентоориентированность, экспериментальность, экономичность, оперативность, а также компетентность и ответственность. Для достижения этой цели ученые определили организационную амбициозность как способность предприятий выявлять соответствующие изменения и проблемы на ранней стадии, с тем чтобы заблаговременно принимать надлежащие меры по изменению стратегий, процессов и структур. Для того, чтобы извлечь из этого пользу, необходимо целостное, а также концептуальное решение конкретных случаев, эффективно сочетающее технические, экологические, кадровые и организационные аспекты.
В целом представленные выводы и вытекающие из них проблемы с трудоустройством проясняют, что люди будут также играть ведущую и формирующую роль в будущем мире труда, обогащенном системами искусственного интеллекта.
Работа AI в ближайшем будущем
Технологии и научная дисциплина искусственного интеллекта приводят к глубоким изменениям в мире труда. С одной стороны, системы искусственного интеллекта предлагают предприятиям широкий спектр возможностей для повышения эффективности и экономичности процессов. С другой стороны, выбор подходящих технологий и функций искусственного интеллекта для конкретного случая использования и вопрос о новых формах взаимодействия человека и машины стоят перед предприятиями, сталкивающимися с большими трудностями:
- Системы искусственного интеллекта требуют сочетания различных технологий и функций искусственного интеллекта для выработки целенаправленных и индивидуализированных решений;
- Использование AI создает новые профили деятельности для понимания и использования систем AI, требующих соответствующих компетенций;
- Необходимо определить конструкторский потенциал для освобождения сотрудников от повседневной деятельности и поддержки наукоемких видов деятельности в целях повышения производительности и внедрения инноваций;
- Для внедрения искусственного интеллекта, ориентированного на человека, необходимо интегрированное проектирование технологии искусственного интеллекта, а также технологического аспекта процесса и деятельности рабочей системы, способствующего повышению производительности и компетентности.
Можно сделать вывод, что возможности взаимодействия когнитивных систем и человека позволяют предприятиям достичь конкурентоспособности в гибридном мире.
Несмотря на то, что внедрение искусственного интеллекта в бизнес системы и процессы - это путь, отличный от любого другого внедрения цифровых технологий, его использование связано с поддержкой людей, а не с доминированием технологий над людьми. По этой причине будут продолжены исследования по методологии определения прикладного потенциала искусственного интеллекта и созданию новых форм взаимодействия человека и машины для проектирования инновационных процессов.