Найти в Дзене
Роботизация

Искусственный интеллект: конкуренция человеку или плодотворное сотрудничество?

Оглавление

Влияние искусственного интеллекта на бизнес и работу в будущем

AI может дополнительно увеличить глобальный валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем на 1,2 процентных пункта в год к 2030 году, как это предсказывается нынешними прогнозами. Таким образом, AI превышает ежегодный прирост, достигнутый паровыми двигателями (0,3 процента), промышленными роботами (0,4 процента) и распространением информационно-коммуникационных технологий (0,6 процента). Поэтому предприятиям во всех отраслях промышленности рекомендуется рассмотреть вопрос об эффективном использовании искусственного интеллекта для того, чтобы в полной мере использовать потенциал искусственного интеллекта. И это понимание, похоже, достигло значительного развития на предприятиях, поскольку в оценке влияния искусственного интеллекта на стратегию бизнеса CEO высказывают следующие мнения:

  • 72% CEO считают, что искусственный интеллект будет ключевым преимуществом бизнеса в будущем;
  • 67% считают, что AI окажет положительное влияние на бизнес путем объединения искусственного интеллекта с человеческим интеллектом;
  • 54% подтверждают, что искусственный интеллект уже привел к повышению производительности на их предприятиях.

Таким образом, как стратегические (например, эффективность и оптимизация затрат), так и оперативные цели (например, взаимодействие с клиентскими чатами, горячими линиями обслуживания и точками продаж) важны для обеспечения эффективности процессов и клиентоориентированности в прежде всего.

Photo by Franck V. on Unsplash
Photo by Franck V. on Unsplash

Исторически сложилось так, что любая инновация, которая способствует повышению производительности, также оказывает прямое или косвенное воздействие на рабочую силу, AI будет также оказывать значительное влияние на профессии и деятельность, главным образом по трем каналам:

  • Замена труда человека: полное поглощение и выполнение работ машинами даже в постоянно меняющихся условиях;
  • Повышение эффективности за счет интеллектуальных ресурсов: замена процессов, поддерживающих фактическое создание стоимости на основе интеллектуальных алгоритмов;
  • Новые задачи для предприятий и сотрудников: создание новых процессов повышения добавленной стоимости за счет выполнения стандартизированных задач с помощью компьютерных программ и машин.

Учитывая разделение труда между людьми и машинами, спектр искусственного интеллекта, помимо автоматизации повторяющихся ручных и когнитивных задач машин, включает в себя три основных направления:

  • Ассистированная помощь в сборе оперативной информации: уже широко распространено улучшение деятельности людей и организаций сегодня;
  • Улучшенный интеллект: развивается сейчас, позволяя людям делать то, что они в принципе не могли бы сделать;
  • Автономный интеллект: разработан для будущего создания машин, которые действуют независимо.

Кроме того, текущие результаты исследования влияния искусственного интеллекта на будущую работу и разделение труда между человеком и машиной в течение следующих пяти лет подтверждают, что на простую и аналитическую деятельность в области анализа данных в первую очередь будет оказывать наибольшее влияние автоматизация. Напротив, эмпатическая деятельность, например, распознавание и обработка эмоций, а также интуитивная деятельность, такая как творчество и самостоятельная адаптация, по-прежнему будут оставаться главной обязанностью человека в будущем. Комплексные изменения в организации и технологии работы в настоящее время особенно заметны в области научной работы.

Таким образом, автоматизация с помощью искусственного интеллекта, в частности, может способствовать избавлению людей от рутинной деятельности и поддержке наукоемких видов деятельности для повышения производительности и инноваций, например, посредством автоматизированного сбора и анализа данных, разработки гипотез, а также создания моделей и их проверки. С другой стороны, предприятиям, внедряющим передовые системы искусственного интеллекта, понадобятся кадры сотрудников, которые смогут объяснить нетехническим специалистам внутреннюю работу сложных алгоритмов. В опросе 607 немецких предприятий, включая крупные компании, стартапы и малые и средние предприятия, ученые выявили потребность в новых технологических навыках для 700 000 немецких работников в течение следующих пяти лет. Соответственно, предприятиям следует обеспечить повышение квалификации по 18 специальностям в следующих трех областях компетенции:

  • Технологические навыки: комплексный анализ данных, разработка интеллектуального аппаратного обеспечения/робототехники, веб-разработки, ориентированный на пользователя дизайн (UX), разработка концепции и администрирование сетевых IT-систем, разработка технологий блокчейн, технологический перевод;
  • Базовые цифровые навыки: цифровая грамотность, цифровое взаимодействие, сотрудничество, оперативная работа, цифровое обучение, цифровая этика;
  • Классические навыки: способность решать проблемы, креативность, предприимчивость и инициативность, способность к адаптации, выносливость.

Для реализации этих амбициозных планов необходим целенаправленный найм выпускников востребованных специальностей, набор на мировой рынок труда или целенаправленное внедрение технологических решений в "горячих точках", а также повышение квалификации имеющихся кадров и обучение технологическим навыкам.

Поэтому развитие бизнеса также означает, что предприятия должны развивать, укреплять и поддерживать новую культуру предпринимательства и труда. С этой целью амбициозность служит принципом успеха, дополняя хорошо зарекомендовавшие себя структуры ликвидными элементами. При проектировании цифровых организаций предприятия должны руководствоваться, среди прочего, следующими характеристиками: гибкость, клиентоориентированность, экспериментальность, экономичность, оперативность, а также компетентность и ответственность. Для достижения этой цели ученые определили организационную амбициозность как способность предприятий выявлять соответствующие изменения и проблемы на ранней стадии, с тем чтобы заблаговременно принимать надлежащие меры по изменению стратегий, процессов и структур. Для того, чтобы извлечь из этого пользу, необходимо целостное, а также концептуальное решение конкретных случаев, эффективно сочетающее технические, экологические, кадровые и организационные аспекты.

В целом представленные выводы и вытекающие из них проблемы с трудоустройством проясняют, что люди будут также играть ведущую и формирующую роль в будущем мире труда, обогащенном системами искусственного интеллекта.

Работа AI в ближайшем будущем

Технологии и научная дисциплина искусственного интеллекта приводят к глубоким изменениям в мире труда. С одной стороны, системы искусственного интеллекта предлагают предприятиям широкий спектр возможностей для повышения эффективности и экономичности процессов. С другой стороны, выбор подходящих технологий и функций искусственного интеллекта для конкретного случая использования и вопрос о новых формах взаимодействия человека и машины стоят перед предприятиями, сталкивающимися с большими трудностями:

  • Системы искусственного интеллекта требуют сочетания различных технологий и функций искусственного интеллекта для выработки целенаправленных и индивидуализированных решений;
  • Использование AI создает новые профили деятельности для понимания и использования систем AI, требующих соответствующих компетенций;
  • Необходимо определить конструкторский потенциал для освобождения сотрудников от повседневной деятельности и поддержки наукоемких видов деятельности в целях повышения производительности и внедрения инноваций;
  • Для внедрения искусственного интеллекта, ориентированного на человека, необходимо интегрированное проектирование технологии искусственного интеллекта, а также технологического аспекта процесса и деятельности рабочей системы, способствующего повышению производительности и компетентности.

Можно сделать вывод, что возможности взаимодействия когнитивных систем и человека позволяют предприятиям достичь конкурентоспособности в гибридном мире.

Несмотря на то, что внедрение искусственного интеллекта в бизнес системы и процессы - это путь, отличный от любого другого внедрения цифровых технологий, его использование связано с поддержкой людей, а не с доминированием технологий над людьми. По этой причине будут продолжены исследования по методологии определения прикладного потенциала искусственного интеллекта и созданию новых форм взаимодействия человека и машины для проектирования инновационных процессов.